On

Специальные методы исследования

Posted by admin


Частные и специальные методы научного исследования

Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.

Специальные методы исследования применяются только в одной отрасли научного знания либо в нескольких узких областях знания.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в социальной работе относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

Большое значение имеют не только методы получения сведений о социальных явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.)[35].

Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретно-социологических исследований.

Изучение документов (документальный метод). Документ – это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы. Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют служебный характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. К неофициальным относятся в основном личные документы, касающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиографии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы делят на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация закреплена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых – с помощью неречевых знаков. К ним можно отнести кино-, видео-, фото-, и фонодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, неполными[36]. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

Например, исследователь анализирует документ, содержащий данные государственной статистической отчетности по отдельным проблемам. Следует иметь в виду, что эти данные являются неполными, так как в отчетность не попали латентные (незаявленные, неучтенные, неустановленные) явления.

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указателями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: 1) употребленные в тексте понятия, события, наименования, имена собственные, устойчивые словосочетания; 2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.); 3) совокупность высказываний на определенную тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содержащий набор вопросов на определенную тему, ответы на которые могут быть получены из документов. В психологических исследованиях используют вопросники по изучению темперамента людей; в педагогических – влияние той или иной методики на успеваемость студентов, в социологических – отношение работников к тем или иным видам оплаты труда и т.п.

Методы опроса. Опрос может проводиться заочно – путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно – в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

— преамбула (вводная часть), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказывается благодарность за ответы;

— контактные вопросы, позволяющие заинтересовать респондента и ввести его в суть изучаемой проблемы;

— основные вопросы, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование;

— заключительные вопросы, предоставляющие возможность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследования;

— паспортичка (демографическая часть), содержащей вопросы по социально-демографической характеристике респондентов.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены контрольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные вопросы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в середине – сложные, трудные, деликатные. Затем сложность вопросов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводящих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не только вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да» – «нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

б) со шкальными ответами (например, для оценки интенсивности какого-либо явления в баллах);

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает. Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводится пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется среди специально подобранных типичных респондентов. Если окажется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)», или вообще отсутствуют ответы на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратившихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респондентам (возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выборочный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обследуют только выделенную по определенным правилам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные результаты распространяют на генеральную совокупность. Выборки бывают вероятностными и целенаправленными. При вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примерами простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерейный метод. Механическая выборка состоит в том, что все элементы генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число респондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Существуют следующие её виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60–70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот выступают данные о признаках элементов генеральной совокупности, например образование, возраст).

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и закономерности изучаемого явления.

Разность между данными генеральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – от 3 до 10%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%.

Интервью – это беседа интервьюера с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Интервьюер, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых. Интервьюирование может быть стандартизированным или свободным. Стандартизированное (формальное) интервью осуществляется по закрытым вопросам, и интервьюеру остается лишь пометить ответ подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.). Свободное интервью – это беседа с респондентом по определенному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов. По процедуре проведения различают интервью: панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами, по одним и тем же вопросам, через определенные промежутки времени; клиническое, т.е. длительное, глубокое; фокусированное, т.е. кратковременное, по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок. Он заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20–30 человек). Для определения их компетентности применяются следующие способы:

— эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

— статистический (оценки, полученные путем анализа суждений экспертов по изучаемому вопросу);

— тестовый (оценки, полученные путем тестовых испытаний экспертов);

— документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

— комбинированный (оценки, полученные с помощью нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводится путем анкетирования или интервьюирования. Групповой опрос возможен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпирический материал требуется обобщить и проанализировать. Для этого применяются различные методы сводки, группировки и статистического анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения систематизируются, сводятся в статистические совокупности и обозначаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка сводка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам. Существует три основных вида группировок:

1) типологическая (например, деление на категории);

2) структурная (например, динамическая группировка удельного веса);

3) аналитическая (например, группировка данных, показывающих зависимость уровня жизни от экономической политики).

Для измерения статистических связей между признаками изучаемого явления применяется корреляционный анализ. Корреляционной связью называется такая форма причинной связи, при которой причина порождает следствие не однозначно, а лишь с определенной долей вероятности. Количественная мера связи называется коэффициентом корреляции.

Методы установления статистических связей между признаками явления основаны на принципах: совместного появления событий, и, ковариации. Первый гласит, что постоянное парное появление признаков А и Б дает основание предполагать о наличии связи между ними. Например, если преступление чаще совершается лицами, находившимися в нетрезвом состоянии, чем трезвыми, то можно заключить, что это преступление связано с признаком «нетрезвое состояние». Принцип ковариации означает, что если для двух рядов количественных данных изменения в одном из них соответствуют изменениям в другом, есть основание предположить о наличии связи между этими рядами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличатся друг от друга частные и специальные методы исследования.

2. Что такое документ? Как классифицируются документы?

3. Чем отличаются друг от друга анкетирование и интервьюирование?

4. Охарактеризуйте метод экспертных оценок.

5. В каких случаях целесообразно проводить опрос экспертов?

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 4075;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

К специальным или специально неюридическим методам относятся

Предыдущая46474849505152535455565758596061Следующая

1. Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

2. Методы структурного анализа. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые применяются в других областях современного знания.

3. Социологические методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент и т.п.) используются для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы.

Социологические методы делятся на:

  • метод наблюдения — применяется для непосредствен­ного восприятия исследователем социально-правовой практи­ки, деятельности органов государства, условий реализации пра­вовых норм;
  • метод анализа письменных источников — обеспечи­вает достоверность знаний о событиях, фактах, полученных при ознакомлении с документами политико-правового характера;
  • методы анкетирования и интервьюирования — обес­печивают изучение мнения населения, должностных лиц о за­конодательстве и практике его применения, рейтинге полити­ческих деятелей и т. п;
  • социально-психологические методы — это разработан­ные в правовой науке тесты, шкалы, которые сориентированы на изучение внутреннего, психологического отношения челове­ка к праву, к деятельности различных государственных и него­сударственных органов, то есть на изучение правосознания.

4. Кибернетический метод — прием, связанный с использо­ванием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий "управление", "обратная связь"), компьютерной технологии и т.д. Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хра­нения, поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов

5. Математический метод — это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

К частноправовым или специально юридическим методам относятся:

1. Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами.

Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

2. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. — в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение — сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Сравнительно-правовой метод предполагает следующие стадии исследования:

1) изучение государственно-правовых явлений как автономных образований и выявление их существенных качеств и черт;

2) сравнение исследуемых признаков аналогичных институтов и установление на этой основе сходства и различия;

3) оценку признаков отличия с позиции целесообразности применения в национальной государственно-правовой или международной практике.

Оценка может осуществляться с позиции справедливости, целесообразности, эффективности и др.

3. Метод социально-правово­го эксперимента, с помощью которого производится и сбор, и изучение, и обобщение многочисленных единичных факторов. Метод социально-правового эксперимента состоит в создании набора государственно-правовых условий, реально действу­ющих в ограниченной сфере, изучение и обобщение которых даёт возможность сделать выводы об их применимости или не­применимости в государственно-правовой системе в целом

4. Метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

Предыдущая46474849505152535455565758596061Следующая



Определение методов исследования

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Актуальность, проблема и тема исследования

Обосновать актуальность — значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Проблема– это сложная ситуация, требующая разрешения. Формулировка проблемы исследования помогает студенту научиться вычленять вопрос, на который он хочет получить ответ.

При конкретно сформулированной проблеме исследователь яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет тему, цель и задачи работы.

Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках исследования.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, необходимо выделить основные критерии:

ü желательно, чтобы тема представляла интерес для студента не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития студента, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

ü очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и студента, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее студентом;

ü тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

ü Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Определение гипотезы

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• содержать предположение;

• быть логически непротиворечивой;

• соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…».

Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами -традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

• выявить…;

• установить…;

• обосновать…;

• разработать….

Задача исследования — это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Определение методов исследования

Метод — это способ достижения цели исследования.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.

Применение специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными.

Общие методы:

Теоретические методы:

ü моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объектом-моделью;

ü абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон
предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат —
абстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность действий, ведущих к
получению такого результата (абстракции);

ü анализ и синтез. Анализ — это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования — изучение специальной литературы по теории вопроса;

ü восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно
самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

Эмпирические методы:

ü наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который
опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.

ü сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение
позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление
общего, повторяющегося в явлениях — это серьезный шаг к познанию
закономерностей и законов окружающего нас мира;

ü эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия
существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных
сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Математические методы:

ü статистические методы;

ü методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

ü методы имодели динамического программирования;

ü методы и модели массового обслуживания;

ü метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.

Вопрос Ответ
В чем состоит важность и необходимость изучения данной темы Актуальность исследования (например, необходимость получения новых данных или проверки новых методов)
Почему выбрана эта тема проекта Описание проблемы проекта, (например, актуальность бизнес — плана)
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей будет разработан бизнес — план)
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть)
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов бизнес – плана)
Как будут решаться задачи проекта Определение способов работы на каждом этапе, (например, изучение литературы)
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, разработка бизнес – плана)
Когда будут выполняться задачи проекта Определение сроков работы

Методы научного познания – это совокупность приёмов, норм, правил и процедур, регулирующих научное исследование, и обеспечивающих решение исследовательской задачи. Научный метод – это способ поиска ответов на научно поставленные вопросы и одновременно способ постановки таких вопросов, сформулированных в виде научных проблем.

Таким образом, научный метод – это способ добывания новой информации для решения научных проблем.

Использование научных методов познания выделяет историческую науку в таких сферах как историческая память, историческое сознание и историческое познание, конечно при условии, что использование этих методов будет правильным.

Научные методы можно разделить на общенаучные и специальные методы, свои в каждой научной дисциплине. Логические аксиомы, постулаты и каноны лежат в основе любого общенаучного метода познания и используются на всех этапах применения специально-исторических методов. Общенаучные и философские парадигмы и концепции взаимодействуют с общенаучными методами и взаимоизменяются с течением времени вместе с развитием общественного сознания и сменой поколений в научном сообществе.

Общенаучные методы разделяются на эмпирические (от греческого empeiria — опыт) и теоретические (от греческого theoréo – рассматриваю). Эмпирические методы – это:

1) наблюдение – пассивное созерцание объекта изучения без вмешательства в него и накопление качественной информации о нём;

2) измерение – получение количественной информации из результатов наблюдения;

3) эксперимент – активное вмешательство в изучаемый объект и наблюдение уже за вызванными изменениями. Эксперимент может быть реальным и мысленным. Мысленный эксперимент называют теоретической моделью.

Теоретические методы – это обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, индукция, дедукция, системный подход, формализация, алгоритмизация, моделирование.

Эмпирические и теоретические общенаучные методы взаимосвязаны. Так, или иначе, в каждом из видов этих методов содержатся элементы всех остальных методов.

Основные методы исторических исследований следующие: абстрагирование в историческом познании, сравнительно-исторический метод, причинно-следственный анализ связей между историческими событиями, типологизация исторических явлений, историко-системный анализ, структурно-диахронный анализ исторических процессов[1].

Каждый из основных исторических методов содержит в себе комплекс общенаучных методов и логических процедур (например, логическая процедура аналогии лежит в основе общенаучного метода сравнения, на общенаучном методе обобщения основан метод исторической типологизации).

Научно-исторические теории и концепции – основа для выработки новых специально-исторических методик и для определения корректности используемых методов и оценки адекватности[2] результатов, полученных с помощью этих методов.

Специальные методики исторических исследований разделяются на специальные методы, заимствованные из других дисциплин (социологии, демографии, географии, экономики, психологии, математики, лингвистики; химии, если анализируется материальный исторический источник и из любых других наук) и специальные методы, возникшие внутри исторического познания. При интерпретации древних летописей или хроник, археологических источников, административных документов прошлого, личных записей исторических деятелей и так далее, используются особые непохожие друг на друга специальные методы. Какой бы заимствованный из других наук методический и понятийный аппарат не использовал историк, он в любом случае явно или неявно исходит из основных методов исторического познания, то есть он либо сравнивает какие-то исторические явления, либо проводит их типологизацию, либо изучает их системные свойства и т.д. Обобщающая схема этих взаимосвязей показана на рис. 1.

 

Принципы исторического познания.

Принципы научного познания – это фундаментальные общие черты, объединяющие применение основных методов научного исследования. Главным общенаучным принципом является принцип объективности. В исторической науке этот принцип имеет свою специфику и дополняется принципом историзма и принципом партийности или ценностным подходом.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Введение

1. Общие и специальные методы исследования конфликта

2. Диагностика социального конфликта

3. Опросник Г. Айзенка

Заключение

Приложение 1

Список использованной литературы

Введение

Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности в целом. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов — тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов.

Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.

Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства.

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

Недостаточная разработанность проблемы истоков конфликтного взаимодействия, его обусловленности конфликтным потенциалом личности затрудняет поиски истинных причин конфликтов и путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Между тем это весьма важная и актуальная проблема в современной жизни.

Уже в древности люди использовали в процессе взаимоотношений с внешней средой какую-то методологию. Универсальным методом, с помощью которого хотели решить все проблемы, был повсюду, по-видимому, метод проб и ошибок. Ясно, что его успешность в огромной степени зависела от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется удачной.

Если теория является обобщенным и системно представленным результатом процесса познания, то методология определяет верные способы получения знания. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов.

Сегодня существует не так уж много хороших методов для изучения внутренней конфликтности личности. В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека. Так, Г. Айзенк в своих исследованиях использовал личностный опросник, позволяющий выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена.

В своей контрольной работе я представлю подробнее личностный опросник Г. Айзенка, его суть и значение. Также будут представлены общие и специальные методы исследования конфликтов, их диагностика.

  1. Общие и специальные методы исследования конфликта

Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.

Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.

Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно-научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно – функциональный;

2) процессуально – динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

2. Диагностика социального конфликта

Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Для полноты раскрытия понятия «диагностика конфликта» необходимо иметь представление о том, что же представляет собой здоровый конфликт. Конфликт – это социальное явление, в котором отношения между людьми насыщены борьбой, противостоянием и открытым предъявлением противоречий, столкновением. Однако сами по себе борьба и противостояние не являются элементами, относящимися только к конфликту. Эти отношения включены в человеческую деятельность наряду с другими отношениями, такими, как согласие, сотрудничество, конкуренция, взаимопомощь и т.п.

Полагая целое, нам необходимо одновременно полагать часть (или части, элементы) и их функциональную зависимость. Через какое понятие мы можем приблизиться к целостности с точки зрения функционального взаимодействия элементов в целостности? Это понятие – диагностика, как способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности, диагностика неразрывно связана с анализом и синтезом (от греч. diagnostik – способный распознавать).

Это понятие часто используется в медицине (постановка диагноза), в технике (диагностика технического состояния машины), в психологии (диагностика психического состояния). С точки зрения практики, введение понятия «диагностика конфликта» требуется одновременно и введения представления о целостности конфликта как социального феномена. Поэтому введения понятия «диагностика конфликта» ставит перед исследователями задачу «схватывания» целостности конфликта и методов его исследования. Эта целостность не может принадлежать ни одной из одиннадцати научных дисциплин, занимающихся исследованием конфликтов. Более того, в диагностике конфликтов, исходя из определенной практической задачи, на первый плац могут выходить функции или характеристики, которые при иной постановке задач, занимали подчиненное положение или не имели существенного значения.

Диагностика конфликтов должна полностью опираться на весь имеющийся арсенал средств и методов и, несомненно, должны включать в себя:

— предупреждение нежелательных для развития личности и общества процессов (здесь главная роль может отводиться правоведению, воспитанию, образованию);

-ограничение крайних насильственных форм конфликта, в рамках существующих законов (здесь главное место должны занимать структуры управления и власти);

-изолирование конфликтующих сторон, стремящихся нанести физические увечья или уничтожить друг друга (в соответствии с законами, ответственность лежит на правоохранительных органах);

-ослабление или нейтрализация агрессивности, иррациональности на уровне бытовых конфликтов (главное место должны занимать социальные психологи, социальные педагоги);

-провокация зарождающегося социально-позитивного конфликта в организациях. Главное место должны занимать профессионалы, владеющие технологиями минимизации деструктивных элементов в конфликтах;

— стимулирование и поддержка открытого предъявления противоречий в конфликтной ситуации.

Итак, диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты: возможно более полное описание условий конфликта, его участников; непосредственный повод конфликта; симптомы его проявления и содержание; предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.

3. Опросник Г. Айзенка

На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник, или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

Рассмотрим известный опросник Ганса Айзенка, позволяющий выявить те или иные аспекты конфликтности личности.

Опросник, получивший название "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Inventory, или EPI) был впервые опубликован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с "ключом", оцениваются в 1 балл (ответы только "да" или "нет").

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра — интроверсии и психотизма.

Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал:

1) экстраверсия интроверсия и 2) эмоциональная стабильность лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны "открытости" внешнему миру, вторая со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии с меланхоликом.

Подход Х.Ю. Айзенк к созданию личностных конструктов и разработке личностных опросников интересен, прежде всего, тем, что он хорошо иллюстрирует возможность и необходимость одновременного и факторного анализа, как средства выделения личностных переменных, и анализа этих переменных по объективным критериям (например, на основе сравнения различных групп испытуемых).Т. е. разработка теоретического конструкта и создание под него измерительной методики может происходить параллельно, с циклическими переходами от описания к измерению.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Конфликты и их решение в малых подрастковых группах

    Реферат >> Педагогика

    специальныхметодовконфликтов; — качественные методыисследованияконфликта: анализ, синтез, индуктивный метод, дедуктивный метод, логический метод, обобщение, сравнительный методопросник Г. Айзенка позволил выявить тип темперамента личности с помощью

  2. Методы выявления конфликта и конфликтности

    Тесты >> Психология

    Метод получения субъективных портретов. Стратегии поведения в конфликте … по специальности «практический … Айзенкаисследования представлений человека о себе: Я-реальном, Я-идеальном, Я-зеркальном. С помощью … определяют общее впечатление … самом опроснике. …

  3. Методы диагностики конфликтов в организации

    Реферат >> Социология

    общий счет примерно равный и что каждый уже достаточно пострадал. 2. Экспериментальные исследованияконфликта … и враждебности. Опросник Кеттелла. Опросник Г.Айзенка. Определение уровня тревожности по опроснику Спилберга. Общей проблемой применения …

  4. Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков

    Курсовая работа >> Психология

    специальныеметоды принятия решений в группе, предлагают пути совершенствования традиционных методов. К таким методам … принципа общей психологии … отношениях конфликты нередко … исследования по методике «Личностный опросникАйзенкапомощью коэффициента …

  5. Исследование самоактуализационных черт у девиантных подростков

    Реферат >> Психология

    общей и специальной профилактики. Общая … и оказании помощи в их … проведение исследования Эмпирической базой исследованияопросникиАйзенка и Кеттелла. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов … и конфликтами взаимоотношений …

Хочу больше похожих работ…

Документальный метод сбора информации

⇐ Предыдущая123

Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.

Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала-

Проработка документов — метод, позволяющий получать сведения самого разного характера — от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:

1. По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.

2. По типу авторства: личные и общественные

3. По статусу документа: официальные и неофициальные

4. По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные

5. По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.

В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).

Существуют различные способы проверки документов.

Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.

1. Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа — его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:

— нет ли в документе каких-либо ошибок;

— компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;

— существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;

— соответствует ли содержание документа его форме;

— не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;

— если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.

— четко ли виден штамп или печать.

2. Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить:

какой информацией пользовался составитель документа,

не искажены ли фамилии должностных лиц

Желательно установить дату появления документа и его номер.

Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки — вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.

Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.

Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:

Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 106 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *