On

Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников

Posted by admin

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности

Детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

4) содержания труда.

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ — возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, кон­кретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значе­ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключа­ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей­ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль­ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематичес­ки приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содер­жание: поручения детям младших групп косят преимущественно ин­дивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;

В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения — задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да­ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

ДЕЖУРСТВА — такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обяза­тельности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или пере­ключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

Дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая группа).

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объеди­нения детей в труде:

Труд рядом — используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Условия организации труда детей

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая


Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?
Систематическое включение каждого ребенка в труд.
В практике дошкольных учреждений, особенно в младших группах, нередко к участию в труде привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога. Дети стеснительные, неуверенные в себе, рассеянные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это приводите неравномерному формированию у детей трудовых навыков.
В то же время известно, что даже самые неорганизованные проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданием, так как оно дает им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью.
Для того чтобы к участию в труде дети привлекались равномерно, воспитателю следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто и какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает на ходу, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
Учет нагрузки на ребенка.
Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет собой труда взрослых. Так, дети расчищают участок от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т. д. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Дети включаются в эту деятельность только в той мере, которая посильна для них.
Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных сторон личности.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет направлена на преодоление усилий.
Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения.

Рекомендации к организации и проведению трудовой деятельности дошкольников

И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.
Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.
Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.
Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату.
Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда — покраснение лица, потливость, частое дыхание.
Видами труда, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются уборка снега и вскапывание земли (для детей старщего дошкольного возраста). Так как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю следует научить их приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых результатов.
Прежде всего надо учить детей планировать работу (определять, куда сгребать снег, сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать всякий раз и пр.).
Не имея этих навыков, дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но непоследовательно: то в одном месте погребут, то в другом, а участок остается заснеженным.
Или: взял ребенок на лопату слишком большой ком и не в состоянии поднять его. Поэтому важно приучать детей при сгребании снега держать определенное направление, указывая: «Будем грести снег все с разных сторон, но к этому дереву» или «Расчистим дорожку от середины к краям» и т. д.
Взрослый может предварительно провести центральную дорожку (допустим, в случае, когда выпало много снега и детям трудно будет откидывать снег в одну сторону), от которой они будут разгребать снег направо и налево. (Детям рекомендуется сгребать только свежевыпавший снег, ибо расчистка слежавшегося снега им не по силам.)
Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. В тех детских садах, где участки позволяют разбивать огороды (из нескольких гряд), зимой на месте гряд воспитатели вместе с детьми устраивают «снежные лабиринты»: снег сгребают с междугрядий на гряды, на которых постепенно вырастают валы. В таком случае дети уже не затаптывают гряды, а используют дорожки между ними как лабиринт.
В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут — перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по-сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.
Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за работой товарищей.
Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления.
Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у детей оказывается различной.
Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.
Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Если воспитателю не удается снизить темп их деятельности, следует ограничить ее продолжительность.
Другие дети работают очень медленно, хотя и не отвлекаются от дела. Таких детей следует учить работать энергичнее.
Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее оптимальной, соответствующей силам и особенностям детей.
Формируя правильные навыки работы со снегом и по вскапыванию земли, надо организовывать труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается возможность менять характер их работы, например: сначала одни сгребают снег, другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8—10 минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.
Подбор оборудования для труда.
Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.
Подбирая оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой.
Для малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.
Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например, легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).
Для старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат видимого результата. Желание трудиться пропадает.
Необходимо также продумать наличие предметов труда, позволяющих детям приводить себя в порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с валенок, другие — с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и т. д.
Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться орудием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.
Создание в группе трудовой атмосферы.
Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель — аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.
Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.
Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое место».
Немаловажное значение имеет и умение педагога своевременно обнаруживать неполадки и в костюмах детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Если педагог сразу принимает меры к их устранению, не откладывая «на потом», это помогает воспитывать и у детей такое же отношение ко всякого рода нарушениям в группе.
И совсем неправильно, когда он сам сразу включается в восстановление порядка, но не привлекает к этому детей. Тогда у них не возникает желания помочь воспитателю или самостоятельно включиться в дело, не требующее отлагательства: дети либо не замечают этого, либо ждут указаний взрослого.
То же происходит, когда педагог сам постоянно находит для себя занятия, связанные с обслуживанием детей: он то расчищает площадку, то приводит в порядок полку с пособиями, то поправляет небрежно поставленные игрушки, т. е. он все делает для детей, но не с ними.
Такой пример воспитателя не побуждает к подражанию. А потому воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, стремления к полезным делам.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Данная страница нарушает авторские права?

IV.Общий, совместный, коллективный труд как более сложная форма организации труда.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Коллективный труд предполагает объединение всех детей в группе( разбивка цветника, уборка группового уголка). Что бы осужествлять руководство всех детей необходимо соблюдать ряд условий:

1) дети должны приобрести необходимый опыт работы в небольших коллективах(в дежурствах в паре) уметь взаимодействовать(распределять обязанности, согласовывать свои действия, оказывать взаимопомощь…..).

2) дети должны приобрести необходимые трудовые умения, трудовые умения дети преобретают в процессе поручений, а также на занятии по формированию умений.

Организуя коллективный труд педагог делит детей на звенья или бригады каждому звену предлогается свое задание.

Способы объединения детей в труде:

1) труд рядом. Каждому ребенку дается индивидуальное поручение друг от друга дети не зависят каждый работает в индивидуальном темпе этот труд применяется в младших группах его ценность формирование трудовых умений способности довести дело до конца поскольку эти дети еще не умеют согласовывать свои действия с действиями других детей.

В старштх группах этот метод используется для формирование новых трудовых умений, однако воспитатель учит проявлять внимание к друг другу оказывать помощь. После труда обращаем внимание, что работали все.

2) общий труд. Детей объединяет общее задание и обобщение результатов работы всех участников это дает возможность каждому почуствовать себя членом коллектива. Педагог распределяет работу между участниками равномерно, чтобы они имели возможность закончить работу одновременно.( трудоемкое задание выполнят 2 чел-ка менее 1 человек). В процессе труда следит за взаимоотношениями не допуская ссор обращает, внимание на ответственность каждого на необходимость подчинить свои желание требованиям коллектива. Обращает внимание на взаимопомощь.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

При анализе подчеркиваем значимость каждого отдельного результата и связь его с результатами других.

Воспитатель должен следить чтобы в общем труде поочередно учавствовали все дети и во всех видах труда. Начинается с средней — старшей группы.

3) совместный труд. Обещее трудовое задание делится на ряд этапов:

1 Каждый выполняет свою часть (стирка кукольного белья). В подготовительно группе. Дети находятся в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Педагогу необходимо учесть трудоемкость каждого отдельного задания и сбалансировать по затрате сил между детьми. Наиболее сложное поручаем 2-3 детям

2 Необходимо временное включение детей в процесс труда. Для того чтобы дети начали работать одновременно заранее готовим материал для работы( несколько полосок, немного белья для стирки). Ребенок который закончил работу раньше других не уходит а помогает товарищам. Не целесообразно проводить в рамках совместного изготовление игрушек т к каждый хочет внести свое творчество.

Общий и совместный труд является коллективным.

Задачи педагога при организации коллективного труда:

1) определить цель

2) разбить детей на звенья

3) определить объем работы

4) распределить обязанности в звене ( или поручить это детям)

5) продумать расстановку детей ( умелый не умелый, сам не сам )

6) организует подбор оборудования

7) контроль за работой детей: за качеством, за последовательностью, за временем, за взаимоотношениями, за ТБ, за промежуточными результами.

8) оцениваем качество всей работы показывая зависимость её от качества работы каждого.

Тема: Планирование трудовой деятельности

План:

I. Требование к планированию

II.Содержание планирования

III.Планирование в течении дня

I. Требование к планированию.

1) Обязательно планирование труда со всеми детьми ( фронтальная работа) 1 раз в неделю. ( подклеивание книг, изготовления масок) четверг пятница 2 половина

2) Планируется труд эпизодический ( работа дежурных, ручной, самообслуживание) 2-3 раза в неделю и ежедневный (поручения)

3) Ежедневно планируется труд на участке во время прогулки.

II.Содержание планирования.

Воспитатель организует программу трудового воспитания, мероприятия по реализации вписываются в план на каждый день, при планировании воспитатель вписывает:

●цель и задачи

●Форму организации

●Основные методические приемы (словесные, практические и т.д.)

●оборудования

●виды индивидуальной помощи.

Целевое содержание труда определяется программой, задачи обозначенные в ней реализуются через мелкие задачи в течении некоторого времени. (Учить детей поливать, учить протирать, учить рыхлить землю и т.д.)

● педагог намечает задачи по формированию планирования и организации трудовой дея-ти (строить план действий)

●педагог предусматривает задачи воспитанию у детей общественных мотивов (воспитывать желание трудится для других)

●планируется воспитание положительного отношения к труду( обратить внимание нм труд няни воспитывать желание помогать, уважать труд взрослых).

●Планируется воспитание нравственных качеств( трудолюбие, аккуратность, уважение к труду взрослых, усердие, старание).

●планируется воспитание положительных взаимоотношений в процессе труда( умение согласовывать действия проявлять заботу о товарище, учить делать корректно делать замечания)

III.Планирование в течении дня.

Воспитатель не менее 2-3 раз в день должен планировать работу по трудовому воспитанию

-Ежедневно планируется трудовая деятельность на прогулке

-Один раз в неделю планируется коллективный труд по уборке групповой комнаты

-Эпизодическое планирование охватывает все формы организации труда. Каждый из видов труда планируется 2-3 раза в неделю

— периодически планируются занятия по трудовому воспитанию

Тема: способы ухода за растениями и животными

План

I. Способы ухода за растениями

II. Способы ухода за животными

III. Содержание аквариума.

I. Способы ухода за растениями

1) подбор горшков (глиняные горшки, природный материал, пластмассовые горшки).

— величина горшка (сначала маленький горшок, размер выбираем в зависимости от размера, как только горшок будет мал его нужно пересадить)

— пересадка и перевалка (растение переваливают из одного горшка в другой вместе с землей и присыпаем землей, (если растению мало места). А пересадка — это пересадка в новую землю)

— рыхление почвы, для обеспечивания корням воздуха и рыхление палочками.

2) Поливка растений

Обязательное условие. Поливают растения по-разному, поливать нужно те которые любят влагу, быстро растут. Количество полива зависит от места произрастания. При поливе необходимо учитывать время года, период жизни растения.

Воду для полива нужно сутки отстоять.

Поливают либо утром, либо вечером.

Некоторые растения нужно поливать в поддон.

Необходим паспорт растения, для того чтобы знать как ухаживать за определенными растениями.

3)Содержание растений в чистоте.

Протирать, опрыскивать, щеточкой.

4) Формирование кроны.

Прищипывание, чтобы появились боковые побеги.

Обрезание части посадить.

5) Борьба с вредителями и болезнями.

При скручивании

При появлении тли. При засыхании кончиков

6) Размножение растений.

Черенками отросток от растения, распределение луковиц.

Весь уход за растениями осуществляем совместно с детьми или на веду у них.

II. Способы ухода за животными

В д/с могут содержаться млекопитающие, кролики, хомячки, декоративные мишки; птицы- канарейки, попугаи.

Особенности ухода — это кормление, учитывать все полезные вещества и витамины, корм может быть свежим и сухим.

Учитываем время кормления, количество корма, периодичность .

Питье для животных. Уход за клетками и вольерами. Обеспечение движения.

В процессе ухода за животными у детей формируется ответственность за животных.

III. Содержание аквариума.

Аквариум — это модель водоема, то же что и в водоемах. дети наблюдают за ним и заботятся о его обитателях.

1) Выбор аквариума.

Аквариум может быть круглым и прямоугольным. В него необходимо заливать настоявшуюся воду.

Водные растения с корнями, грунт для них. Водоросли длинные и пучками.

Растения подбираем разного вида. Они нужны для кислорода.

Освещение и подогрев, естественное.

Подогрев воды зависят от рода рыб. В основном температура должна быть 20 градусов, освещение 12-14 часов.

Аэрация – это обеспечение аквариума кислородом. (различные компрессоры, груша, смена воды). Нужно доливать воду.

2) Чистка аквариума.

Лопаточкой счистить стенки и трубочкой высосать грязь на дне.

3)Обитатели аквариума.

Рыбки, улитки, черепашки.

Существуют разные виды рыб, те икрометающие и живородящие; хищные и не хищные. Есть донные, поверхностные, глубинные.

Помещая рыбок в аквариум, учитываем их количество, особенности, образ жизни и т.д.

⇐ Предыдущая12345

Читайте также:

24. Мотивы, побуждающие дошкольника к трудовой деятельности: * а) интерес к процессу действия

24. Мотивы, побуждающие дошкольника к трудовой деятельности: *

а) интерес к процессу действия и результату;
б) социальная значимость труда;
в) материальное вознаграждение.

25. Объективная оценка трудовой деятельности ребенка крайне затруднительная, т.к. оценивается … *

а) объем работы;
б) качество работы;
в) затраченные трудовые и волевые усилия, его отношения к делу.

26. С какого возраста дошкольник может ставить цель для выполнения трудовых действий? *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

27. Какая форма индивидуального поручения недопустима? *

а) помоги мне;
б) просьба;
в) приказ.

28. Что не может быть дежурством? *

а) дежурные по умыванию;
б) в столовой;
в) в уголке природы.

29. Чему учит дошкольников басня И. Крылова «Лебедь, рак и щука»? *

а) выработке общего решения;
б) согласованию действий в труде;
в) индивидуальным действиям в труде.

30. Суть принципа параллельности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи на детей заключается … *

а) в единстве требований обучения трудовым действиям и содержанием труда дошкольника;
б) в привлечении взрослых к детскому труду;
в) доступном участии ребенка в труде, заботе о членах семьи.

31. Какие трудовые поручения можно дать ребенку младшего дошкольного возраста в семье? *

а) заготовить воду для полива растений;
б) следить, чтобы в солонке всегда была соль;
в) подходить к телефону.

32. С какого этапа начинается вводная часть занятия по организации трудовой деятельности дошкольников? *

а) качественного анализа предмета деятельности;
б) показа трудовых приемов деятельности;
в) создание атмосферы эмоционально – эстетического восприятия предмета деятельности.

33. Тема занятий по самообслуживанию: *

а) обучение умыванию;
б) уборка игрушек;
в) совместный труд с дворником по уборке участка.

Рекомендации к организации и проведению трудовой деятельности дошкольников

34. Тема занятий по художественно – бытовому труду: *

а) обучение причесыванию;
б) мытье кукольной посуды;
в) приготовление вареников.

35. Тема занятий по труду в природе: *

а) дежурство в уголке природы;
б) учимся следить за своим внешним видом;
в) коллективный труд по уборке помещений.

36. С какими профессиями людей знакомятся дети младшего возраста в детском саду? *

а) врача, продавца, пожарника;
б) повара, дворника, медицинского работника;
в) летчики, шофера, строителя.

37. Дети этого возраста в помещении и на участке наблюдают, как взрослые ухаживают за растениями: *

а) младшего;
б) среднего;
в) старшего.

38. Детей этого возраста воспитатель приучает приводить в порядок одежду – чистить, просушивать: *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

39. Детей этого возраста привлекают к уборке овощей в огороде, перекапыванию грядок, пересаживанию растений: *

а) среднего;
б) старшего;
в) подготовительного.

40. К особенностям общения детей 5-7 лет можно отнести: *

а) избирательное предпочтение одних детей перед другими;
б) общение происходит только в игре;
в) правильного ответа нет

41. Способом познания у детей у детей 5-6 лет считают: *

а) общение со взрослыми и сверстниками;
б) манипулирование предметами
в) экспериментирование

42. Причинами непопулярности детей в общении среди сверстников могут быть: *

а) уровень развития навыков общения;
б) непривлекательный внешний вид ребенка;
в) все ответы верны.

43. Общение как ведущая потребность дошкольника отмечена психологами в возрасте: *

а) 2-3года;
б) 5-6лет;
в) 6-7лет.

44. Проявление кризиса 7 лет в общении со взрослыми выражается: *

а) в капризах;
б) в демонстративном поведении;
в) все ответы верны.

45. Форму общения у детей 4-5 лет психологи определяют как отношения: *

а) ситуативно – личностные ;
б) ситуативно — деловые;
в) внеситуативно – деловые.

46. Взрослый в общении с детьми 3-4 лет это: *

а) источник защиты, ласки и помощи;
б) источник информации, собеседник;
в) источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

47. Средствами общения детей дошкольного возраста, по мнению М.И. Лисиной могут быть: *

а) экспрессивно – мимические;
б) предметно – действенные;
в) все ответы верны.

48. Закономерности воспитания в межличностных отношениях детей дошкольного возраста рассматриваются в педагогике как: *

а) потребность ребенка в любви и заботе;
б) природосообразности;
в) связь теории с практикой в организации воспитания.

49. Отметьте признаки агрессивных детей *

а) дети разрушают коллективные игры детей;
б) не умеют сдерживать свои эмоции;
в) все ответы верны.

50. При организации общения детей в группе воспитатель должен знать признаки, по которым можно определить застенчивых детей. Это: *

а) ограниченные и часто неустойчивые контакты с другими детьми;
б) они испытывают дискомфорт, если попадают в центр всеобщего внимания;
в) все ответы верны.

Категории: Прочие вопросы

Рекомендации к организации и проведению трудовой деятельности дошкольников

Памятка 2

«Особенности организации разнообразных форм трудовой деятельности в разных возрастных группах»

В ДОУ организовываются формы трудовой деятельности.

Младшие дошкольник (3-4 года) не умеют ставить цель в труде, их интересует процесс. Они используют одно и то же действие несколько раз, не преследуя цели труда (поливают много раз один цветок). Ребенок действует по подражанию взрослого, поэтому в этом возрасте имеет место только труд рядом,общийтруд. Часто организовываются поручения.

В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) дети могут видеть цель труда, но не достигают нужного результата из-за слабой внимательности. В этом возрасте отсутствует еще чувство коллективизма. Ребенок не осознает о влиянии своего результата труда на результат других детей. Здесь каждый ребенок выполняет свое личное задание, качество результат не зависит от качества результата других детей (каждый ребенок ухаживает только за своим растением, если растение погибнет, другие растения от этого не пострадают; ребенок наводит порядок в своем рабочем ящике стола, если ребенок уберется плохо, другие ящики стола от этого не пострадают). Детей привлекают к совместному труду. Два ребенка ухаживают за общим цветком, но качество результата не зависит друг от друга – если ребенок плохо протрет листья, другому ребенку не помешает это хорошо полить цветок.

Постепенно вводится дежурство по столовой.

В процессе дежурства по столовой дети выполняют трудовые действия в следующем порядке: вымыть руки, надеть фартук, поставить солфетницы и хлебницы на столы детей.

Затем, поставить по количеству детей в группе глубокие тарелки подальше от края, за ними поставить мелкие тарелки. Слева от мелкой тарелки поставить блюдце, на котором должна лежать чайная ложка и стоять чашка. Справа от глубокой тарелки должны лежать ложка столовая, нож, а с левой стороны вилка.

Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) умеют ставить цель в труде. Внутри цели дети могут ставить микроцели (этапы труда). Если деятельность сложная, ребенок забывает цель. Вводится дежурство по уголку природы и по занятиям.В процессе дежурства в уголке природы дети должны знать, что в первую очередь необходимо кормить каждое утро птиц, после них переходить к млекопитающим, рыбам. Один раз в два дня кормить следует черепаху. После кормления животных дежурные должны перейти к уходу за растениями.

Дети должны учиться дежурить по подготовке к занятиям. Для этого воспитатель сообщает им, где расположено оборудование для занятия (кисточки, краски, пластилин, бумага, ножницы, математические палочки…). В конце занятия все дети убирают свои рабочие мета самостоятельно (моют кисточки, палитру, возвращают ножницы в стаканчики…). Дежурные следят за дисциплиной по уборке рабочего места каждым ребенком.

Организовывается не только совместный труд (работа по подгруппам, но без воспитания нравственных качеств личности), но и коллективный труд (организовывается аналогично совместному труду, но важной задачей является воспитание нравственных качеств личности у детей (взаимопомощь, поддержка, взаимоконтроль). Два или три ребенка ухаживают за одним цветком. Качество результата зависит от качества результата напарника. Например, если ребенок плохо взрыхлил почву, то другой ребенок плохо польет цветок, т.к. вода будет медленнее просачиваться в почву. Может случиться, что вода выльется из горшка.

Памятка 3

«Особенности организации разнообразных видов трудовой деятельности в разных возрастных группах»

В ДОУ организовываются виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание– труд, направленный на обслуживание самого себя.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель постоянно делит процесс трудовой на микроэтапы. При этом необходимо опираться на наглядно-действенное мышление данного возраста, что подразумевает целесообразное использование показа и словесного комментирования своих действий.

(Я нахожу прорезь для пуговицы, и беру ее в руку. Другой рукой я держу пуговицу. Стараюсь пальцами рук просунуть пуговицу сквозь прорезь, которая называется петля. Проталкиваю пуговицу и надавливаю на нее пальцами. Я застегнула кофточку на кукле).

В среднем дошкольном возрасте у детей достаточно расширился личностный опыт по самообслуживанию. Воспитатель часто использует частичный показ (завязывание шнурков при обувании ботинок) и опирается на образец ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление. Данный вид мышления позволяет ребенку предвосхитить результат труда, запланировать трудовой процесс.

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Воспитателю следует чаще задавать детям вопросы на последовательность этапов самообслуживания, привлекая детей к взаимопомощи, аккуратности (почему шапку надевают перед самым выходом на улицу?).

Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность взрослого, которая доступна ребенку (влажная уборка игрушек, вытирание пыли со столов).

В младшем дошкольном возрасте воспитатель дает детям только трудовые поручения (принеси тряпочку, убери машину в гараж).

В среднем дошкольном возрасте воспитатель организует совместный труд, где взрослый оказывает весомую помощь. Воспитатель показывает, объясняет, обсуждает с детьми этапы труда и их результаты. Взрослый обучает детей не всем трудовым операциям, а лишь некоторым, отдельным способам трудовых действий (отжим тряпочки, закатывание рукавов).

В старшем дошкольном возрасте организуется коллективный труд, здесь дети самостоятельно распределяют между собой обязанности, планируют труд, осуществляют взаимоконтроль.

Труд в природе включает в себя уход за растениями и животными, а так же уборку участка детского сада. Часто такой труд носит отсроченный результат. В первую очередь необходимо кормить каждое утро птиц, после них переходить к млекопитающим, рыбам. Один раз в два дня кормить следует черепаху. После кормления животных дежурные должны перейти к уходу за растениями (протереть пыль с листочков, прорыхлить землю и протереть пыль с листьев один раз в неделю, поливать цветы в холодное время года один раз в два дня, в теплое время года каждый день. При этом в теплый сезон следует поливать растения вечеров, чтобы вода не успела испортиться под влиянием солнечных лучей).

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей ребенка, всегда носит материальный характер (поделки из природного материала, ремонт книги для малышей).

В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает активное участие в изготовлении поделок, дети минимально активны, выполняют лишь поручения.

В среднем и старшем дошкольных возрастах дети учатся выделять все структурные компоненты трудовой деятельности:

-Цель (заклеить книгу)

-Мотив (помочь малышам отремонтировать книгу).

-Действия (приклеивать страницы к корешку книги)

-Способы действий (найти порванную страницу, отрезать скотч, заклеить страницу, проведя по полоске ладонью)

-Результат (страницы книги не распадаются, радость малышей).

Памятка 4

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труд. воспитания

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.

А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Пестолоц-ци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С. Буре, Г. Н.

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.) .

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете.

Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог.

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы Труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат) . У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование . детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.) ; намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется.

Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. ТрУдовая деятельность детей имеет свою спецификут поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат) .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *