On

Социологическая концепция конта

Posted by admin

Для понимания специфики социологии нужно учесть, что она возникла в конкретной исторической ситуации первой половины 19 века, в условиях стабильного капитализма во Франции и Англии и зрелого “третьего” сословия, которое не довольствовалось существующим знанием об обществе. Возникновение социологии как самостоятельной науки было подготовлено развитием психологии, антропологии, частных областей права и т. д. Прямое влияние на становление социологии оказала немецкая классическая философия, политическая экономия в ее английском и немецких вариантах, а также социалистическая теория французских философов Сен-Симона и Фурье, в которой ведущая роль в переустройстве общества отводилась новой социальной науке, объективной и точной, созданной по аналогии с естествознанием.

Ученик Сен-Симона и его последователь на первых порах — таким предстает родоначальник социологии французский философ Огюст Конт(1798-1857). Именно О. Конт дал название новой для того времени науки, разработал основополагающие методологические принципы социологии как науки, объединяющей естественнонаучное социальное знание. Первенство в этом единении Конт отдавал методологии естествознания, прежде всего физики и биологии, которые в этот период развиваются наиболее успешно.

Конту принадлежит заслуга в обосновании принципов социологии, как указывалось выше, таких как эмпиризм, верификация (от позднелатинского verificatio — подтверждение, доказательство), физикализм, позитивизм.

Принцип эмпиризма выдвигал вопрос о социальном эксперименте и его особенностях. Он разъяснял, что “эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм — что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи… физикализм — … что совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить всё научное значение”(О. Конт). Это значит, что Конт ориентировал социологию на исследования по образцам естественных наук, особенно физики.

В то же время, ученый подчеркивал, что в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления природы, социология должна изучать общество в целом, общественную систему, социальные явления во взаимосвязи с общественной жизнью. Значительное внимание Конт уделял методам социологического исследования, которые сохраняют актуальность до сего дня: наблюдение, эксперимент, сравнение, опрос.

Новая социальная наука, по Конту, исследует общество с точки зрения статики и динамики. В статике общество подчиняется законам “порядка” и ”прогресса”. В своей совокупности явления, изучаемые в социальной статике, образуют организм со множеством сложных систем. Задача социальной статики — изучение семьи, человека, условий жизни, в которых он действует.

Социальная динамика должна выяснять, что является движущейсилой в развитии общества. В изложении Конта, такими силами являются: экономические, природные условия, климат, географическая среда, а также взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Социальная динамика, по Конту, описывается так называемым “законом трёх стадий”, который является отдалённым аналогом движения в истории общественного и научного сознания. Конт делит историю общества на три стадии: 1)теологическую, 2)метафизическую и 3)позитивную. Что явилось критерием для деления общества в определении этих стадий? Критерием явился характер господствующих идей.

Теологической стадией Конт называет определенный период в развитии общества, вплоть до 17-18 веков, когда в нем господствовала религия. Основной господствующей силой идейного характера в это время была религия. На этой стадии человеческий разум стремится найти начальные либо конечные причины явлений. Человеческий разум стремится к абсолютному знанию. Эта стадия была необходима для своего времени, т.к. обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

Вторая стадия — метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции, к которым Конт относит революционные теории и материалистическую философию. Критикуя эти концепции, он выражал свое несогласие с положениями марксизма, особенно его учения о классовой борьбе. На этой стадии умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”. По его мнению, метафизическое мышление по своей природе является критическим, разрушительным.

Третья стадия — позитивная. Конт считает, что обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Это положит конец спекулятивным системам как религиозного, так и философского толка. В этот период должны господствовать естественные науки, развиваться социология, изучающая общество во всех проявлениях на основе принципов: эмпиризма, физикализма, позитивизма.

На позитивной стадии, по мнению Конта, действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей (абстракций) и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое “составляет во всех отношениях главную черту положительной науки”. Предшествующий этап развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего.

Общественное развитие Конт связывал с моралью, а потому “моральное возрождение” считал “основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества”. Социальный идеал Конта — гармония и согласие между членами общества. он выступал против преобразований в обществе посредством революции: общество, считал Конт, должно развиваться эволюционно. Основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество, — это семья, считал Конт. Он называл семью самым маленьким обществом, она — школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять.

Основные труды О. Конта. “Курс позитивной философии” в 6-ти томах; “Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества” в 4-х томах; “Завещание Огюста Конта” — в 4-х томах (посмертное издание).

Таким образом, Огюст Конт известен в истории общественной мысли как создатель нового направления в философии — позитивизма, как родоначальник социологии. Он первый обосновал необходимость появления такой науки как социология, обозначил объект и предмет, а также принципы и методы социологии; понятийный аппарат социологии и др.

Читайте также:

Социологическая концепция О. Конта

Конт разработал свою теорию позитивизма – ориентация на получение достоверного фактического знания.В своих работах утверждал принцип «порядка и прогресса», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества. Конт определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых для оптимизации отношений между людьми. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной, т.е. опираться на положительные (достоверные) факты и приносить положительные результаты – служить благоустройству общества, его организации. Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из 2 частей: С.С. и С.Д. Основной закон С.Д, — «закон трёх стадий», согласно которому в основе обществ. развития лежит развитие человеческого сознания, проходящее теологическую(время господства мифологических и религиозных представлений), метафизическую (время преобладания абстрактных ненаучных философских теорий) и позитивную стадию(наступившая в Европе после Французской революции, предполагает возможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество). Предметом С.С. является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма. Что было некачественного в предшествующей науке? – Конту не нравится, что эти науки носят метафизический характер, т.е. ничего не объясняют, носят абстрактный характер по отношению к человеку.

Протестует против метафизма, наука должна опираться на фактическое и достоверное знание.
Принципы (критерии позитивной науки):1)Объективность (достоверность) – знание должно быть объективно всегда и везде, не зависеть от субъективных качеств познающего. 2)Верифицируемость (проверяемость) – если знание справедливо, то результат преведший к его открытию можно всегда воспроизвести. 3)Практичность – наука должна быть применима на практике для улучшения мира. 4)Систематизация – научное знание не должно быть разнородно, а должно быть определённым образом упорядочено

Классификация наук по степени сложности и специализированности (по возрастанию): Математика-астрономия-физика-химия-биология-социология.( от простых к сложным). Цель науки: поиск точных и конкретных фактов, которые будут выявлять законы. Общество– органическая человеческая система, которая порождена необходимостью в поддержании общего порядка, органическое единство всего человечества.

Для того чтобы построить знание, вводим социологию. По Конту, объект социологии: общество, как объединение людей на основе социального порядка.

Социологическая концепция Огюста Конта

Как же мы должны изучать общество?- 3метода изучения: наблюдение, эксперимент, сравнительно-исторический метод.

26. Социологические воззрения Древнего мира: предпосылки и особенности

Мы будем придерживаться подхода, который рассматривает историю социологии, прежде всего как историю предмета: особой зоны проблемности и соответствующей ей интеллектуальной (научной) рефлексии.

Возникновение социальной мысли Древнего мира {со становления цивилизации – 1ая – др. Египет (месопотамия) – область игумера, цив-ия долины реки Инг, Китай( река Ян, Цзы)} связано с формированием цивилизаций – переходом от досоциальных(архаических) обществ к социальным(цивилизации). Это означало а) утрату кровного родства как основного фермента человеческих связей и общностей; б) углубление разделения труда и связанные с ним институционализацию и социальное расслоение (пример: К. Маркс: ремесла, торговля, земледелие от скотоводства); в)социальное расслоение (различие статусов – с появления частной собственности – появление неравенства) переход от этнической к культурной идентичности. Из а,б,в – появляется государство.

Главные проблемы: проблемапроисхождения и устройства государства, проблема взаимодействия людей, проблема социального порядка

Традиция возникновения государства: Этатистско — аретологическая традиция (от франц. Этат – государство; от древнегреч. Аритэ – добродеятель). Ключ.мысль:Общество отождествляется с гос-вом, и гос-во мыслится как самая главная форма соц. жизни. И гос-во должно быть основано на добродетели граждан. Все общество стремится к благу. Как должна осуществляться власть?(соц. отношения). Как должно быть, чтобы работа гос-ва была согласована, возникают идеи соц-го проектирования. – Утопичность!

Главным достижением социально-философской мысли этого периода можно считать интеллектуальное обособление общества как особой предметности: автономной, несводимой к совокупности индивидов и первичной по отношению к ним. Ключ.достижения:а) понятие гос-ва( как устроено, из чего) б) начинает оформляться проблема соц. жизни( соц. динамика).
Мыслители: Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. дон.э.).

Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Соц-ая мысль Китая — учение- «Лунь Юй» — «Беседа и суждение». 2 основных вопроса: 1) Как необходимо управлять людьми. 2) Как необходимо вести себя в обществе. Критерии. 1. ДЭ – индивидуальная мораль, добро. 2. ДАО – земные добродетели, как множество различных ДЭ. 3. ЖЕНЬ – (гуманность) человеколюбие, как общение. 4. СЯО(ЛИ) почтительность, этикет составные части ЖЕНЬ. 5. ЦЗЮНЬ ЦЗЫ это модель идеального человека, самосовершенство как путь к ДАО и ЖЕНЬ.

5 постоянств праведного человека(с 5 стихиями): 1. ЖЕНЬ – человеческое начало, любовь к людям, гуманность – ВОЗДУХ (аналог – джентльмен). 2. И – правда и справедливость – МЕТАЛЛ. 3. ЛИ– обычай, ритуал, обряд(почтение предков) — ОГОНЬ. 4. ЧЖИ– здравый смысл, благоразумие, рассудительность(как должен себя проявлять) –ВОДА.

5. СИ – искренность, «добрые намерения», непринужденность, добросовестность – ЗЕМЛЯ.
(Античность) Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искуственно.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – др.Греция. Основатель собственной школы (учитель Аристотеля). Бол-во книг было написано в диалоге с Сократом – Апологея Сократа, Парменид, Георгий, Федон, Государство, Законы.
Первый философ, который сформулировал социально-философскую мысль. Особую роль уделил проблеме Государства. В «Государство» Платон утверждает, что главной причиной появления общества стала необходимость объединения, поскольку иначе люди не могут удовлетворить свои насущные потребности. По Платону, нужно стремиться к созданию идеальной общественной системы, управлять которой в соответствии с принципами разума и целесообразности должна интеллектуальная элита. Общество будет пребывать в состоянии хаоса, пока в нем не установится твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Наиболее стабильным может быть общество, разделенное на 3 сословия:— философы (мудрецы, управляющие государством); — воины, охраняющие государство от беспорядка; — ремесленники и крестьяне. {В8вопросе}
Аристотель(384-322гг.дон.э.) –ученик Платона и учитель Александра Македонского.

В отличие от Платона (акцент на государство) делал акцент на человека (человек – это личность).

Выделил: Основные элементы и механизмы складывания общества — первоначальные элементы:1. Мужчина и Женщина (это естественное состояние «быть вместе»). Считал, что дети и женщины не могут быть общими. 2. Семья(кратковременная потребность). Цель: власть и управление – производство детей и продуктов. 3. Селение – несколько семей(долговременные потребности). 4.Государство появляется качеств. Изменения: а. Из орудия удовлетворения потребностей и жизни в орудие блага и жизни; б. Приобретает самодовольственный характер – появление совершенного государства. 5. Человек.

Аристотель опорой порядка считал средний класс. Он выделил еще 2 класса: богатую плутократию и лишенных собственности бедняков. По А. наиболее эффективное управление обществом достижимо в случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, а средний класс является наиболее многочисленным и сильным. Ученик Платона, Аристотель стал впоследствии противником учителя. В основе государства А. предполагал семью, в которую включал и рабов. Идеальным государством А. считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему классу. 6 видов государств: 1. Монархия «+». 2 Тирания (дурная) «-». 3. Аристократия «+». 4. Крайняя олигархия «-». 5. Охлократия(власть толпы) – крайняя демократия «-». 6. Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии) «+».

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Введение

Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие "социология", обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт также пользовался понятиями "социальная статика" для истолкования структуры общества и "социальная динамика", с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и иных качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Значит, чтобы развивать общество, надо прежде всего развивать отдельных людей. Следовательно, общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)

Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах.

Таким образом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:

  • теологического;

  • метафизического;

  • позитивного.

Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.

Предшествующее состояние умственного развития является необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их "общности, простоты и взаимной зависимости". Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого — к сложному, от низшего — к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затем астрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать "Социальную физику" (так он вначале называл социологию).

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет "сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее". Это положение взято из "Курса позитивной философии". Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может "раздвоиться" на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Социология, по Конту, есть наука о мыслительной деятельности. Человек познает разум только при условии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении истории и в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как у психологов, ни методом рефлективного анализа, как у Канта.

Саму социологию Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику. Первая — призвана изучать условия существования и законы функционирования социологических систем; вторая — законы их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно также, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучать политику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.

Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с "эгоистически-личностным" имеется и неэгоистическое, "социальное" начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь ,приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития — имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным , умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта "состоянием человеческих умов". Он отмечал, "история человеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всего исторического изучения человечества". Таким образом, закон трех стадий умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.

Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:

  • обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

  • определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;

  • поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;

  • обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

Список использованной литературы

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов /Е.М. Бабосов. – Мн.: "Тетрасистемс", 2006. – 640 с.

  2. Волков Ю.Г. Социология/Ю.Г.Волков, Ростов –н/Д.: Феникс, -2000, — 571с.

  3. Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М. – 2006, — 654 с.

  4. Социология. Основы общей теории учебник. /Г.В.Осипов. – М. Норма, 2008. – 912 с.

  5. Социология: учебник для вузов. /В.И.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008, — 448 с.

Похожие страницы:

  1. Социология Огюста Конта (2)

    Реферат >> Социология

    … его социологическом мышлении. 2. Социология как наука По Конту, социология, как и любая … обозначения новой науки. 3. Объект социологииКонт был одним из мыслителей, … оттенок. Одним из первых в социологииКонт разрабатывает подход к обществу как к …

  2. Социология Огюста Конта (3)

    Реферат >> Социология

    Конта создать социологию как особую науку. 5. Метод: “объективная” и “субъективная” социология. Для понимания трактовки социологииКонтом … из этих двух подходов Конта к социологической методологии. В объективной социологииКонт исходит из того …

  3. Социология Огюста Конта (4)

    Реферат >> Социология

    … «трех стадий», «позитивную» социологиюКонта. 1. Введение понятия «социология» Термин социология в буквальном смысле слова означает …

    Служба спасения для студентов

    конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология. СоциологияКонта жива и сегодня, и это – главное38. Список …

  4. Основоположник социологии О.Конт

    Контрольная работа >> Социология

    СОЦИОЛОГИИ О.КОНТ» АСТРАХАНЬ 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Социологический проект О.Конта 5 2. Позитивизм в социологии 8 2.1. Основные концепции позитивистской социологииКонтасоциологии 2.1. Основные концепции позитивистской социологииКонтаКонт полагал …

  5. Возникновение социологии. Огюст Конт как основатель социологии

    Реферат >> Социология

    … моральное нормотворчество. 4. Развитие идей Конта в социологии Первоначально термин социология ассоциировался только с Религией Человечества … . Кроме этого экономического редукционизма, социология Маркса отличается от социологииКонта тем, что в качестве …

Хочу больше похожих работ…

Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах — 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII — начале ХIХ вв.

Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?

В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.

На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.

На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

Социологическая концепция О. Конта

Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, или научную.

Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.

На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным.

О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:

— историческому (по времени и последовательности возникновения);

— логическому (от абстрактного к конкретному);

— по сложности предмета исследования (от простого к сложному);

— по характеру связи с практикой.

Классификация социологии:

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Наука подразделяется на макросоциологию и микросоциологию .

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), Р. Дарендорф (системный конфликт).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»).

Принципы социологии

Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Концепция О. Парсона «Структурный функционализм»

— высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

— социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

— тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

— Общество должно быть приспособлено к среде.

— У общества должны быть поставлены цели.

— Все элементы общества должны быть скоординированы.

— Ценности в обществе должны сохраняться.

Концепция Николаса Лумана

Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом к лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да — редакции и нет — редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина / ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Микросоциология

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *