On

С какой нравственной категорией связано понятие чести

Posted by admin


Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь — это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, общества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства, которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос[10]. Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции. Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородствоэто нравственное величие человеческой личности. Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь — это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак, исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием. Честь — это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.

[1] Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

[2] Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

[3] Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

[4] Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

[5] Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

[6] Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

[7] Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

[8] Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

[9] В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания. В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

[10] Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1004;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Честь и достоинство как категории оценки нравственного

Статуса личности

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности. В них заключается общественная и индивидуальная оценка нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание заслуг человека, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Вольтер метко сказал, что честь — это бриллиант на руке у добродетели. Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих.

Достоинство — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою моральную независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его окружения, честь воздается ему как достойному представителю социальной группы. Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной чести, то есть о каких-то нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и признаваться окружающими.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, общества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Важный показатель достоинства – это уважение к достоинству других людей.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали по-разному. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, родовая честь). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью.

В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение, присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение общества.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной культуре, и от характера связи личности с обществом.

Для людей древних культур высшее место в иерархии ценностей занимала не отдельная личность, а социальная общность (род, община, семья), нравственный статус которой должны поддерживать ее члены. Критерием оценки человека служила принадлежность к «своим». «Чужой» человек в архаической культуре оценивался заведомо отрицательно, а принадлежность к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

В античную эпоху, с образованием государств, зародилось понятие гражданского достоинства, которое определялось исключительно с принадлежностью к свободным гражданам полиса (Рима, Афин или Спарты).

В оформлении категорий чести и достоинства немалую роль сыграл воинский этос[10]. Воины издревле образовывали особую социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты общества. Замкнутость, иерархичность и высокое положение этой группы сделали ее прекрасной питательной средой для формирования чувства чести. Везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе. Это отразилось в «Илиаде» Гомера, в римской культуре, в скандинавском эпосе, в рыцарской культуре, в русских былинах о богатырях. Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами аристократического круга, одобрение которого следовало еще заслужить.

В эпоху Возрождения понятие о достоинстве, чести, благородстве стали связываться с личными добродетелями, заслугами и достижениями человека. В Новое время основой для представлений о человеческом достоинстве как изначально присущем (по роду) индивиду стала идея «естественного равенства». Основу понятия чести составили личные добродетели, связанные с индивидуальным самосознанием личности. Социальный статус стал уже вторичным. «Честь – жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Автономная личность стала субъектом моральной регуляции. Вместе с тем Новое и Новейшее время часто связывают понятия чести и достоинства с успехом, богатством, властью. Это отразилось в литературе, в романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу.

Марксистская этика обосновывала правомерность классовой ненависти и борьбы как способа утверждения достоинства и чести рабочих. Ф. Энгельс писал, что рабочие, недовольные условиями своего существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти» к власти буржуазии. В.И. Ленин высказался еще резче: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

В советском обществе имела место двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека. С одной стороны, утверждалось всеобщее равенство людей, независимо от их происхождения, материального или служебного положения. Честь заслуженно воздавалась героям труда, войны. С другой стороны, она часто незаслуженно присваивалась представителям партийной номенклатуры (по должностям). Западный писатель Дж. Оруэлл по этому поводу с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти нрава были зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека». Однако естественное право человека на признание его достоинства не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен доказать свое достоинство благородным поведением: порядочностью, честностью, принципиальностью, справедливостью, цельностью убеждений. Доброе имя, честь человек должен завоевывать.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородствоэто нравственное величие человеческой личности. Оно присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему согласно нравственным принципам. Так, благороден честный труд, а неблагородно тунеядство, благородно уважение к достоинству других людей, но неблагородно бесчестное, хамское поведение, благородна щедрость и неблагородна жадность, благороден патриотизм, а унижает достоинство человека предательство или даже безразличие к отечеству.

Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Честь — это достоинство нравственно живущего человека – подчеркнул Д.С. Лихачев.

Для человека важны здоровое честолюбие и способность к адекватной самооценке. При адекватной самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести. Правда, если погоня за честью становится самоцелью, развивается тщеславие. При низкой адекватной самооценке, зная свои достоинства, человек не претендует на многое, и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

При заниженной самооценке у человека развивается комплекс неполноценности и установка на средний результат, незаметное место в жизни. При этом возможна глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в себе мешает человеку реализовать свои достоинства, которые могли бы принести ему честь. При завышенной самооценке, напротив, человек явно переоценивает свои достоинства, становится высокомерным, нетерпимым, излишне подозрительным и конфликтным.

Честь и достоинство человека относительно независимы друг от друга. Например, утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один смирится и начать пересмотр самооценки. Или он может, внешне смиряясь, внутренне упиваться собственным самоуничижением, приходя к гордыне.

Другой, снося унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, активно защищая честь. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Чувство собственного достоинства помогало и заставляло заботиться о возвращении чести доказательством своей невиновности или дуэлью. Были созданы даже целые сборники дуэльных кодексов.

Благородным является также умение с глубоким внутренним достоинством принять внешнее бесчестье, сознательно пойти на страдание во имя Бога, идеи, истины. Таких людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами. Это, например, христианские святые.

Итак, исторически понятия чести и достоинства развивались в единстве друг с другом, как категории комплементарные, взаимопредполагающие и взаимодополняющие друг друга. Если честь, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием.

11. Честь и достоинство как этические категории.

Честь — это то, что человек должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения (человеческое достоинство). В благородной личности с адекватной самооценкой честь и достоинство гармонично сочетаются.

[1] Он стремился определить место каждого вида искусства в системе художественной деятельности согласно его качествам и признакам, что позволило бы лучше воспроизвести связи и отношения реального мира.

[2] Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».

[3] Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство, искусство Возрождения, Нового времени во многом определили характер эпох и устремления людей.

[4] Музыканты отражают мир через гармонию звуков, а деятели изобразительных искусств передают мир с помощью линий, форм, образов, цвета, света.

[5] Риторические фигуры формируют стиль и придают архитектурному тексту художественность посредством его отклонения от чисто функциональной конструкции, способной удовлетворить утилитарные потребности и не имеющей художественной ценности (хрущевки, например). Отклонение от утилитарной конструкции происходит с помощью риторических фигур – ордерной системы, например, в классической архитектуре, геометрических конструкций в модерне.

[6] Средства изобразительного искусства совершенствовались в ходе истории. Древнейшие изображения достаточно примитивны. Они скорее обозначали, чем изображали окружающий мир. Живопись Египта, Месопотамии и др. древнейших цивилизаций более совершенна. Но и в Египте художники ради смыслового выражения изображали военачальника в несколько раз больше, чем солдат. Изображения в древности носили символический характер. Средневековая живопись давала условно- плоскостное изображение мира. Акцент делался на смысле и значении предмета. Живопись Ренессанса и барокко отличается высокой техникой. Художники учитывали анатомию человека, колористическую композицию, выделяющую главное при помощи света и тени (Рембрандт). Они использовали прямую перспективу (Брунеллески, Альберти), умели передавать дематериализованное пространство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан).

[7] Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и отбрасывая тени, создают пространственную игру форм, оказывающую эстетическое воздействие. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру, как, например, в статуе Венеры Милосской.

[8] Очищение, духовное возвышение вследствие сопереживания.

[9] В ХХ в. театр пережил великие реформы, что повлияло и на выразительные возможности. К.С.Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания. В. Мейерхольд и Е.Вахтангов сделали принципом игры актеров «отчуждение» от исполняемой роли, что позволило исполнителю выразить отношение к герою. Искусство представления и искусство перевоплощения – два принципа актерского творчества. Первый больше проявляется в интеллектуальном театре, другой – в бытовой драме. В ХХI в. театральное искусство тяготеет все больше к интеллектуальному анализу жизни, философскому раздумью над состоянием мира, глубокому обобщению природы человека.

[10] Этос – это устойчивая природа явления, обычай, нрав, характер, правила и образцы житейского поведения, уклада, строя, стиля жизни.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1002;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Ответы
на кроссворды
и сканворды

Определения из сканвордов слова ЧЕСТЬ

  • что отдает воин офицеру
  • что нужно беречь смолоду
  • "Береги платье снову, а … смолоду" (поговорка)
  • "Ваша …" (обращение к судье)
  • "была бы … предложена"
  • "есть, да не про вашу …"
  • "зять любит взять, а тесть любит …" (посл.)
  • Личные принципы
  • береги … смолоду
  • береги ее смолоду
  • военные ее отдают направо и налево
  • девичья или армейская
  • детективный рассказ "…Израэля Гау" англичанина Гилберта Честертона
  • достойные уважения и гордости моральные качества человека
  • достойные уважения моральные качества и этические принципы человека, а также незапятнанная репутация, доброе имя
  • ее можно отдать, не имея или не теряя
  • ее отдают в армии
  • ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови. Не платить долгов можно, но честь требует уплаты картежных долгов. Высокое званье, сан, чин, должность. временщик он, да высоко стоит, в чести. Прибавят чести, и дадут жалованья немало, Котошихин.

    КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

    чести, что в шерсти тепло. Честью Сибирские царевичи бояр выше, а в думе ни в какой не сидят, Котошихин. Не на кафтане, честь, а под кафтаном. Надета честь можно и скинуть. Внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства. Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем, Матф. Многими честьми почтоша

  • миниатюра русского писателя Л. Андреева
  • нареч. кому, чему, в почет, для почету, из уважения. честь именинника (имениннику). Ничто не в честь, как нечего есть. Потчивали на вечерке в честь, в честочку, орл. маловато, несытно, как бы только для почету, для славы
  • общественно-моральное достоинство
  • повесть Г. Медынского
  • почет и уважение
  • почет, уважение
  • рассказ американского писателя У. Фолкнера
  • роман Ширванзаде
  • роман американской писательницы Даниэлы Стил "Безмолвная …"
  • совокупность достойных уважения моральных качеств и принципов человека
  • тот оселок, на котором себя правит человечество
  • условность, которую стремишься соблюдать безусловно
  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя
  • целомудрие, непорочность
  • что А. С. Пушкин советовал беречь смолоду в повести "Капитанская дочка"
  • что можно отдать и при этом не потерять

Глава 10. Честь и Достоинство______________________ Ш

соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человечес­кое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое досто­инство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксиро­ваны во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование. К сожалению, государства сплошь и рядом на­рушают эти права, а человек порой и не догадывается о них. Так, унижени­ем человеческого достоинства является прописка или получение разреше­ния на выезд в другую страну, поскольку это — нарушение прав человека.

Однако естественное право человека на признание его достоин­ства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стрем­лении быть внутренне цельной личностью, на которую можно поло­житься, у которой убеждения и дела находятся в органическом един­стве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством.

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

Благородство — это нравственное величие челове­ческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способ­ному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высо­ким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Тем неприятнее сталкиваться с людьми, которые не соответствуют этим представлениям. Человек, который хочет жить за счет чужого труда, или работает спустя рукава, надеясь на подачку общества, или безразли­чен к судьбе собственного народа — такой человек забывает о своем достоинстве и в конце концов теряет его. Человек, охваченный лишь жаждой личного обогащения, ставший рабом своего благополучия, ра-

бом вещей, — такой человек скорее всего также лишен чувства соб­ственного достоинства. Человек, для которого государственная или об­щественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения собственного честолюбия, — такой человек всегда рискует потерять подлинное достоинство.

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собствен­ное достоинство.

Злословие, клевета и другие формы оскорбления человека, неприязнь по отношению к людям другой национальности, высокомерие и жульниче­ство -^ все это примеры потери собственного человеческого достоин­ства через унижение другого. Мириться с этими явлениями и безраз­лично относиться к тем или иным нравственным уродствам — значит не уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обрета­ет с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда гово­рят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколь­ко значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих дей­ствиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я ис­пытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, осо­бенно если речь идет 6"творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и раз­ные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести. ._

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *