On

Религия как форма культуры

Posted by admin

В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией , при этом остающимися самостоятельными. Источники их различны: корни религии – в бессилии человека перед природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Так, Ф. Джевонс писал, что миф – это не религия и не ее источник; это – первобытная философия, наука, а частью художественный вымысел; религия может только отбирать мифы, отбрасывая то, что с ней несовместимо. Миф продолжает жить в религии: устанавливается неразрывная связь между мифами и религиозными обрядами. Миф как бы разъясняет и обосновывает совершаемую религиозную церемонию. Однако миф не самый существенный элемент религии; во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент, а в конфуцианстве – вовсе отсутствовала. В мировых религиях мифы становятся религиозными догматами.

Тесная связь сущест­вует и между религией и моралью , которая формировалась на протя­жении всей истории. Культурные ценности формируются в рамках религиозного сознания, задаются им. Религия активно влияет на многие составляющие культуры, вследствие чего появляются религиозная философия, религиозная мораль, клерикальное искусство.

А.Эйнштейн подчеркивал, что стремление обрести руководство, любовь и поддержку служит толчком к созданию социальной и моральной концепции бога. Идея Бога обладает огромной энергией и потенциальной властью. Она органично входит в мировоззрение и мораль людей. Недаром Ф. Достоевский считал, что потребность веры – главная забота человека и человечества: «Если нет Бога то, все позволено». Все измене­ния в моральных нормах и ценностях обязательно отражались в религиозных учениях, а совершенствование и развитие ре­лигиозной догматики меняло нравственные ориентиры по­вседневной жизни людей. Сближает религию и мораль также то, что они ориентируются на одни и те же ценности — Добро, Лю­бовь, Справедливость.

В религиозных учениях зафиксированы нормы, яв­ляющиеся по своей сути общечеловеческими нравственны­ми ценностями, наивысшая из которых — это человеческая жизнь, а также такие ценности, как свобода и достоинство личности, правда, любовь, семья и т. д. Именно поэтому мо­ральные кодексы многих религий, не имеющих генетиче­ского родства, схожи

Однако те же религиозные тексты содержат и немало рассказов о том, как нарушались запреты (например, по отношению к иноверцам), и это не считалось грехом. В истории существует немало примеров того, как под религиозными лозунгами совершались убийства, грабежи и обманы. Собственно религиозная мораль является отражением определенного времени и интересов некоторых социальных групп, поэтому нередко может противоречить общечеловеческим нравственным ценностям.

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают само­стоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.

Религиозное культовое искусство Средневековья в христианских странах, буддийское и мусульманское ис­кусство, греческое искусство до-классического периода VIII —VI веков до н.э. заняли доминирующее положение во всей художественной культуре. Культовое искусство выступает как средство возбуждения и усиления религиозных чувств, содействующее связи верующих со сверхчувственным, трансцендентным, потусторонним миром. Поэтому правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия , а о религиозном искусстве.

У религиозного искусства свои закономер­ности: оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными ка­нонами, то есть регламентируется религиозными институтами и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен авторов икон, которые различаем лишь по специфиче­ской манере новгородской, псковской или московской школ, неизвестны и мас­тера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов и т. п. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В мусульманской архитектуре купол мечети — символ божественной красоты, башня минарета — символ божественного величия, письмена на стенах мечети — символ божественного имени Аллаха. Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", ут­верждал, что за "несравненным языком" религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, виде­ли скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Глубоко символичен язык жестов на иконе; рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, — символ печа­ли.

Но искусство и в системе культа продолжает оставаться художественным творчеством, продолжает вызывать эстетические переживания. Ирелигия, и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возро­ждения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеа­лы.

В отличие от ранее приведенных тесных взаимоотношений религии с другими формами культуры религию и науку часто противопоставляют. Мы привыкли к утверждению о том, что наука и религия представляют со­бой два диаметрально противоположных пласта, наличие одного из которых означает полное и тотальное отрицание другого. Действительно, в эпоху господства религиоз­ных систем как форм познания мира и как структур массового сознания, наука подавляется и преследуется. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания их позиции меняются: уже религиозность преследуется как идеологически, так и другими средствами вплоть до применения силовых мето­дов.

С точки зрения богословия противоречия между рели­гией и наукой нет, так как у них разные объекты изучения и возможно четко разграничить сферы деятельности науки и религии. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы и каждое новое знание уменьшает область веры. На самом деле от­ношения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораз­до сложнее.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но в ней имеет место вера, без которого познание невозможно – вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

В США был проведен опрос среди ученых. Цель – выяснить, верят ли они в Бога? Оказалось, что 61% относит себя к атеистам, среди академической элиты – 70%. Исследование полностью воспроизвело опрос 1914 г., когда атеистами были 58% ученых и 70% наиболее выдающихся из них. Таким образом, научный прогресс картину не изменил. Один из наших современников сказал, и нее без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Люди такого склада, как например, А.Эйнштейн, черпают силу в космическом религиозном чувстве.

Проходящая мощность

k¢<< k <<1;

Направленный ответвитель характеризуется коэффициентом затухания дБ и коэффициентом направленности дБ

Религия как форма культуры, особый социокультурный институт.

Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры

Соотношение науки и религии,

многообразие представлений и рассуждений о культуре. Культура в поисках смысла

истоки религиозных воззрений, частные, хаотические верования,

обожествление природы, основные типы религиозных форм: анимизм, тотемизм, фетишизм, шамаизм, политеизм, древний пантеизм.

мифологическое мышление,

понятие религии и предмет религии

Идея Бога по Паулю Тиллиху, Шопенгауэр, А. Тойнби, бердяев, Розанов и др.

Понятие религии; надприродный, надчеловеческий статус религии; деизм о Боге как высшем Разуме; пантеизм о тождестве Бога и Природы; религия основание культуры как социокультурный институт. Религия и идеология.

« Под религией я понимаю отношение к жизни, которое создает возможность людям справиться с трудностями человеческого бытия, давая духовно удовлетворительные ответы на фундаментальные вопросы о тайне вселенной и роли в ней человека и предлагая практические предписания относительно жизни во вселенной… Иначе говоря, цивилизация в ее судьбе зависит от качества религии, на которой она базируется».

Из диалога А.Тойнби и Икеды. «Человек должен выбирать

сам», М.: ЛЕАН,1998, с.

370).

Многие ученые философы и историки считают, что века темных заблуждений человечества позади, тем не менее, мы не наблюдаем признаков исчезновения религии и религиозного сознания. Не означает ли этот факт, что религия существует не как случайное явление, а как одна из основ жизни у всех без исключения народов. Не свидетельствует ли это в пользу того, что религия покоится на природе вещей. Над тайной религии бились лучшие умы во все времена, пытаясь раскрыть ее, показать ее истоки и сущность. Познать и понять религию – значит познать человека, корень всего сущего, а через него и культуру.

Если логически понятия культура и религия связаны как соотношения части и целого, то религия есть часть культуры, но аксиологически, с точки зрения ценности и оценки как феноменов они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура – с позиций религии. Постараемся ограничить предмет рассмотрения с научных позиций, исключим теологическую точку зрения на природу как культуры, так и религии. Постараемся не использовать официозно-атеистическую и далеко не научную позицию, в то же время не становиться на позиции чисто теологического порядка, в основу положим принципы историзма, что позволит перейти от уровня феноменологического к уровню к уровню эссенциальному или понимания жизненной необходимости.

Конфликт мифологии и науки — одна из главных проблем 21 века, учитывая возможности информационных web-технологий и исходя из того, что мифология – продукт массового сознания, а сегодня и массовой формы культуры, в то время как научное знание – это элитарная форма культуры. Но при этом истинно лишь то, во что глубоко веруешь. Никакое знание немыслимо без веры.

А.Ф.Лосев говорил о том, что вера – это необходимое требование просвещенного разума, утверждая, что « … вера в сущности своей и есть подлинное знание; и эти две сферы не только не разъединены, но и неразличимы» [1]. Тем не менее при этом полагал, что между верой как основой мифа и позитивным знанием как основой науки существует антиномия. Но наука невозможна без веры. Поэтому, по мнению Лосева, необходим их диалектический синтез, который называется ведением.

Патриарх Московский и всея Руси почивший Алексий П, писал: «Я хотел бы, при всем развитии взаимопонимания между научным и религиозным познанием мира, мы не упускали из виду принципиальное расхождение в методологии этих двух путей человеческого прикасания к Истине»[2].

По мнению нашего соотечественника, известного ученого и философа С.П. Капицы этот диалектический синтез веры и науки не что иное как конструктивный диалог между двумя ветвями культуры: религией и наукой. «Знание – не застывшая догма, оно эволюционирует. По отношению к религии наука – следующая ступень на пути познания мира, переход от мифологического(или мифопоэтического) описания мира к его научному описанию…Когда мы говорим о диалоге науки и религии, нельзя упускать из виду один важный момент: существует глобальная наука, единая система знаний. Разделение на «европейскую», «американскую», «советскую» науки осталось в прошлом. У каждой страны есть свои научные традиции, но в конечном итоге они обогащают друг друга, вместе формируют корпус фундаментального знания. Религии же разнообразны: есть «мировые религии», есть великие религии Востока (Китая, Индии, Японии), не обращающиеся к понятию единого бога. При этом их объединяет общий моральный знаменатель, сформировавшийся в так называемое «осевое время» 2,5 тысячи лет назад. По сути, тогда был дан ответ на вопрос: «Как человеку нормально вести себя в обществе?..»[3]

Между тем история отношений религии и культуры уводит нас в седую древность, по сравнению с которой упоминания о рублевской Троице, поклонении волхвов, явлении Христа народу, Тайной Вечери, православной литургии, протестантских хоралов или баховских Страстей, соборов Св. Петра в Риме или аль Софии в Константинополе — Стамбуле как контуры религии, оказываются сиюминутными, слишком современными. Видимо, следует освободиться от предрассудков как крайностей в оценке времен возникновения религии. Споры между теологами и просветителями –безбожниками основывались на том, что первые утверждали, что религия у человека существовала всегда, а вторые видели доказательства обратного в описании бытия божьего.

В наше время можно считать доказанным, что отсутствие признаков религии характерно только для начальных периодов возникновения общества, а общество в полном смысле этого слова предполагает существование религии. Но это не может быть принято как доказательство верности постулата о реальном, а не воображаемом существовании божества или божеств, скорее мы полагаем, что имеет место некое транцендентное, то есть выходящее за рамки человеческого представления, недоступное нашему воображению, явление. Но оно непременно связано с его формированием в эпоху неолита, когда человек освоил все виды мышления (понятия — суждение — умозаключение). То есть восходит в истории человечества ко времени, глубина которого измеряется более, чем несколькими десятками тысячелетий .

Религия (лат.religiо – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение и соответствующее поведение людей, определяемое верой в существование некой сверхъестественной сферы (Абсолюта). В зрелых скорее современных нам формах религии эта сфера трактуется как Бог, божество, главная святыня.

Иначе говоря, религия это духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера.Применительно к слову вера анализ всех семантических полей и ореолов необходим:

— во-первых, для устранения тривиальных недоразумений, связанных с обыденным словоупотреблением,

— во-вторых, для преодоления реальных трудностей скорее философского порядка;

— в третьих, для рассеивания идеологического тумана, который создается разными сторонами и мешает разобраться в проблеме веры научно.

Вера, верность, верование, уверенность, достоверность – слова, однокоренные латинскому слову veritas— истина, индоевропейский корень ver

присутствует в большинстве развитых языков с глубоко и тонко разработанной семантической (понятийной) компонентой. Например, в русском и немецком языках одной из трактовок слова вера является представление об особом состоянии сознания, основанном на признании очевидности сверхъестественного. Но это может быть связано с другими явлениями культуры: с представлением о магических силах, с мифологией, с фольклором, вообще с искусством, они связаны друг с другом, но не тождественны. Например, маленький ребенок верит в существование сказочных. Волшебных персонажей сказок, которые отражены в беспредельной народной сказочной фантазии, Вера в эти существа только подготовка почвы для религиозного сознания, когда ребенок поверит, что сверхъестественные существа властвуют, господствуют над человеком или определяют его судьбу.

Б.Малиновский «Самый существенный для нас момент в магическом и религиозном ритуале – то, что он вступает в силу там, где не хватает знания. Обосновываемые участием сверхъестественных сил обряды вырастают из самой жизни, но это никогда не сводит на нет практические усилия человека».

Объяснение феномена религии и его невероятная в земных масштабах распространенность волновало умы многих великих ученых.

Согласно И.Канту религия, является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей как законов любой свободной воли, а не в качестве санкций извне.

Ф.Шлейермахер рассматривал религию через особое чувство зависимости человека от бесконечного: «… Представлять нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога – это и есть религия»[4].

Ф.Энгельс видел религию как фантастическое отражение внешних обстоятельств в форме внеземных сил, господствующих над человеком.

З. Фрейд считал религиозность общечеловеческим навязчивым неврозом, согласно чему верующий не позволит отнять у себя веру ни доводами разума, ни запретами. Фрейдовское представление о роли религии связано с защитной реакцией человечества против угрожающих ему опасностей природы, судьбы и самого общества.

К.Юнг, не отрицая взглядов Фрейда, в целом считал, что религиозное чувство заключается в признании человеком своей подчиненности трансцендентным высшим силам в сфере бессознательного. В понимании Юнга религия лечит как целые народы, так и отдельно взятого человека[5]. Так или иначе религиозное чувство порождает у людей надежду и указывает цель жизни.

Многообразие представлений и рассуждений о религии отражает тот факт, что каждый народ с одной стороны глубоко индивидуален, а с другой — принадлежит ко всему роду человеческому. Всякой культуре соответствует своя религия, которая в свою очередь оказывает несомненное воздействие на культуру народа. Ее нельзя отделить, отрезать от культуры, т.к. она своими корнями уходит в культуру, являясь ее органической частью. При формальном сходстве религии у разных народов имеют свое особенное содержание, определяемое неповторимыми свойствами каждого из них. Как составная, интегральная часть культуры религия является явлением социальным, изначально выполняя общественную функцию, как важнейший культурный фактор как консолидирующая сила. Так, в древних обществах ее наполнение было связано с функцией выживания рода, например, в сложных природных и жизненных ситуациях: на божества «возлагались обязанности» заботиться о дожде, добыче на охоте, победе над врагами и т.д.

В первобытнообщинных обществах, на ранних стадиях развития религии, когда преобладали племенные, преимущественно языческие верования и племенные языки, границы этноса, языка и религиозной общности совпадают. Необозримое множество племенных верований и культов не носили закрытого характера, подвергаясь взаимному влиянию, они обладали взаимопроницаемостью, стихийностью и изменчивостью. Их общим источником все более осознанно становился всеобщий культ Богини-Матери, выражаемый с той или иной вариативностью: Мать-Земля, Мать-Природа, Мать-Прародительница всего сущего. В основе культа Богини — Матери лежит обожествление природы. По мнению ряда исследователей архаических социумов, историков религии и культуры уже в то время возникают представления о главном боге, затем о высшем и, наконец, едином высшем Боге – Едином Духе, Высшем Благом Существе, Творце. А. Мень писал, что «…мистическая интуиция, приводящая душу в трепет перед непостижимым и таинственным Началом – основа для всякой «естественной» религии»[6].

Человеку, в силу присущего ему воображения, необходима опора на какие-то догматы, которые позволяли бы освобождаться от неограниченной власти роковых обстоятельств — случайностей, как предвидение сценариев развития будущего, опора в стремлении человека к некоему идеалу, к конечной истине, которая давала бы понимание добра и зла и границы между ними.

Иначе человек теряется в бесконечности окружающего мира, по мере постижения его.

Человек сказал Вселенной:

«Ваше Величество, я существую».

«Да, — ответила Вселенная,-

однако это меня не к чему не обязывает».

Стивен Крейн ( War is Kind and Other Lines.1899)

В формах своего выражения, в этике и ритуалах как прагматически необходимого Религия раскрывает широкий горизонт понятий, объясняет смысл жизни, служит гарантом укрепления, объединения и идентификации социума, дает обоснования справедливому и неправедному.

Предметом религии являются объекты, не подлежащие непосредственной проверке, недосягаемые для их прямого, чувственного восприятия, приобщиться к которым можно только через определенные обряды и церемонии.

Система верований как система базовых ценностей общества пронизывает всю духовную жизнь общества, проявляясь во всех ее сторонах: в религии, нравственности, политике, экономике, искусстве, науке. Говоря о религии, мы скорее говорим о неком присущем человеку стремлении к вере в абсолютные истины.

История культуры не знает абсолютно безрелигиозных обществ и народов. Нельзя представить себе человека, который бы в своем жизненном пути не опирался на определенный комплекс верований от самых простых до сложных философских проблем. Обожествление природы проявлялось во множестве частных, хаотичных верований, культов, обрядов, поклонений, заговоров. В истории религии и в культурологии различают несколько основных типов таких религиозных форм – анимизм,[7] тотемизм,[8] фетишизм,[9] шаманизм,[10] политеизм, древний пантеизм.

Анимизм –от лат.anima,animus – вера в существование душ и духов.Реки, камни, растения, животные, солнце ветер и т.п. –все имело душу, способность помогать или вредить человеку. Следует заметить, что элементы анимизма имеются в любой религии.

[1] Тотемизм – вера в свое родство с растениями или животными (реже с предметом или явлением природы).Тотем существовал как реальный предок, дающий имя роду, тот , от которого зависит жизнь.

[1] Фетишизм ( идол, талисман) представляет культ неодушевленных предметов (перо тотемной птицы, клык убитого зверя), обладающих, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Поклонение Кресту, мощам, иконам в христианстве тоже проявление фетишизма, как и поклонение Черному камню в Мекке у мусульман.

[1] Шаманизм– вера в посредничество особо выделенного человека между духами и людьми. Шаманы – первые профессионалы религии. Основа существования двух миров, соседствующих друг с другом.

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 739 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука

Свое творческое начало люди выражают по разному, нередко это выливается в создание и использование различных культурных форм. Многие формы обладают своей смысловой и символической системой, и каждая из них по-своему, по-особому, специфично выражает суть человеческого мышления и бытия. Подобными формами самовыражения человека могут служить часто не материальные формы, а духовные. Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности, которыми являются новые идеи, новые знания, духовные ценности.

Миф(от греч. muthos – предания, сказание и Logos – слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило передаваемое в форме устных повествований – мифов.

Первобытнообщинный человек живя в стихийном коллективизме переносил эти отношения на все его окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, где все предметы мыслились не только одушевленными, но и разумными и родственными.

Представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, природы, общества. Это первоначальная форма человеческого мышления. В мифе всё одушевлено, а природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ — демонов или богов.

Миф появился на ранней стадии общественного развития. В мифе человек воспринимает мир не рационально, а эмоционально – чувственно. С помощью мифа прошлое связывается с настоящим и будущим. В мифе, как ранней форме человеческой культуры объединяются зачатки знаний, религии, эмоций, морали и эстетические оценки происходящего.

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Разным народам в этом присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Например: о происхождении мира, Вселенной, человека, солнца, Луны, звезд, животных, календарные мифы. Особо интересны мифы о происхождении благ – добывании огня, земледелии, изобретении ремесел. Часто хождение мифов о брачных правилах, обычаях, традициях, обрядах.

В первобытном обществе миф являлся способом познания мира, где он предстает нерасчлененным, с тождественностью субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени, с установлением мнимых связей между различными явлениями. В мифе все условно и символично, миф наиболее древняя система ценностей.

Мифологическое мироощущение устанавливает гармонию между миром и человеком, между природой и обществом, обществом и индивидом, то есть они как бы обеспечивают внутренней согласие человеческой жизни с практикой. Мифологические мироощущения зачастую выражаются в повествованиях, обрядах, рассказах, где объясняется происхождение природы, человека и самого обряда и права его совершать. Таким образом , миф не исчезает, он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме древнейших культурных образов, по сему является потребностью человеческой психики и человеческой культуры. Проявляется в расовых и классовых мифах, в культах вождей, ритуалах массовых сборищ и др.

К мифу следует относится со вниманием и уважением. Поскольку он явился важнейшим фактором социализации людей. Потому что он выстраивал существующие верования в систему, делал это в образной форме, мотивировал смыслы обрядов и культов, находил нужные обоснования для человеческих действий, формировал определенную поведенческую мудрость (типа современной нравственности), он способствовал консолидации первобытного общества.

Религия–это вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем, практикой.

Религия— выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Обожествляется, однако, уже не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Религия выступает как мировоззрение, как идеология об объективной реальности, обожествляя свободу и творчество человека. Религия пришла на смену мифа. она выражается в соответствующем поведении и действиях (культах), основанных на вере в Бога или богов, в сверхъестественное. Они бывали: племенные, этнические, сейчас – мировые религии.

Нравственностьв её итоговом понимании есть способность человека к самоограничению, регуляторами при этом выступают- долг, стыд, совесть и честь. Она возникает после того, как миф уходит в прошлое, где человек сливался с жизнью природы и контролировался символическими запретами, которые программировали его поведение на уровне бессознательного. Теперь в условиях относительной внутренней автономности человека от природы и коллектива требуется самоконтроль. Основными нравственными понятиями выступает добро и зло, как позитивное созидательное гармоничное качество личности, с одной стороны, и агрессивное, разрушительное, эгоистическое состояние индивида, с другой стороны. Особую роль в нравственности играет долг, как необходимость при выполнении нравственных обязательств подчиняться более значимой воле, чем собственная. В сфере человеческой жизни придаётся значимость совести, как соотнесению поступков человека с общепризнанными нормами морали. Составляющим золотого правила нравственности, которое гласит, что относись к другому, как самому себе, является гуманизм. Гуманизм – это признание человека высшей ценностью общества, что предполагает перестраивать всю социальную систему в сторону добра, человеколюбия, согласованности и культуры отношений.

Искусствов истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Оно обогащало культуру духовными ценностями через художественное производство, через систему образов, идеалов, представлений. Искусство создаёт для человека "вторую реальность" — мир природных, духовных и других жизненных переживаний, выраженных специальными образами и символами. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании самых значимых, самых содержательных, самых ярких моментов своей жизни. Приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание в нём составляет одну из важнейших потребностей человеческой души и самосознания. В широком смысле искусство часто отождествляется с мастерством, то есть искусно исполненной профессиональной деятельности любым человеком. В узком смысле, искусство выступает как практика, в которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл, то есть искусство – это сфера профессионального творчества. Произведения искусства должны обладать познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью, то есть истиной, красотой и добром. Отсюда искусство — явление социальное, поскольку оказывает эстетическое и культурное воздействие на личность. Специфика искусства в том, что оно выражает в художественной форме окружающую нас реальность. При этом художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как попытка домыслить, дополнить реальную жизнь.

Философия — это наука, рационально объясняющая бытие, мир в человеческом измерении, она выражает мудрость, осмысление бытия и его доступное объяснение. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли, она возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость выражалась в формах, не допускающих её критического осмысления и рационального доказательства. Философия же видит и оценивает мир в человеческом измерении. Философия выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль культуры в человеческой жизни.

Наука — это система знаний, стремящаяся усовершенствовать мир на основе познанных закономерностей его развития. Наука отражает действительность в форме абстрактных понятий. Цель науки отражать действительность в её всеобщих связях, поэтому она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется с сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Научное проникновение в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяет случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость, рассматривая сущность. Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, они, как утверждают учёные, отражают спокойное, то есть изучают всё в относительном покое, отсюда законы понимаются как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

Важнейшими компонентами культуры можно назвать: язык, ценности, стандарты поведения, обряды, традиции, обычаи, музыка, кино, театр и многое другое, что способствует духовному общению.

Составляющими духовной культуры также являются: политическая культура, правовая, эстетическая, этническая (нравственная) философская, религиозная.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Основные локально ограниченные религии

Иудаизм – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тыс. до н.

э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), Книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

Зороастризм – религия, распространенная в древности и раннем Средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух вечных начал – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Индуизм – одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95 % всех индуистов – в Индии). Сформировалась в

I тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакхи. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

Джайнизм – религия в Индии (около 3 млн последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (VI в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы – непричинение вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых).

Сикхизм – секта в индуизме в XVI–XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной войны с иноверцами.

Даосизм – китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине I тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера, в начале н. э. оформился в развитую религию. К XII в. создан «Дао цзан» – свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма – достичь единства с первоосновой мира (дао) и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в КНР, где существует Ассоциация верующих даосов.

Синтоизм – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божества природы и предков. Высшее божество – солнечная богиня Аматэрасу, ее потомок – Дзимму (мифический предок японских императоров). В 1868–1945 годах – государственная религия. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора в 1945 году упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *