On

Рекомендации пмпк обязательны для кого

Posted by admin


Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2227;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей).

Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2.

Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2230;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка.

При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей.

Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2229;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК.

Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2228;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами.

Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2226;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рекомендации ПМПК__________

Примечание

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями реко­мендаций комиссии. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется.Протоколы помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его пси­хофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме- дико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследованиевключает офтальмологическое, ото­ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психи­ки. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследованияпсихолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензи- тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень умс­твенного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными опе­рациями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойс­твом является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание.

Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоцио­нально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости проводится ней- ропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д., проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефек­тов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии имеет свой участок работы, но заклю­чение делается всеми специалистами на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений. Необходимо не только поставить диагноз и написать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами консультации, неадекватность пове­дения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

В связи с тем что в лекции 5 достаточно подробно раскрыты мето­ды дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей разного возраста, мы лишь кратко выделим те, которые используются в ПМПК при решении вопросов, связанных с комплектованием спе­циальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

* V

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2225;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *