On

Рассказы про транспорт для дошкольников

Posted by admin

В книге представлены авторские беседы, рассказы и сказки для детей 5–8 лет обо всех видах транспорта, включая новейшие разработки ученых, историю создания водного и воздушного транспорта, бытовой, сельскохозяйственной, специальной, вычислительной техники и робототехники.

Содержание рассказов и сказок соответствует требованиям современных дошкольных образовательных программ.

Познавательные рассказы и сказки имеют методическую составляющую. Педагоги могут выбрать содержание и объем предлагаемого детям материала.

Книга предназначена для воспитателей ДОО, гувернеров, родителей и детей.

Е. А. Алябьева
Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы, рассказы и сказки

© ООО "ТЦ Сфера", оформление, 2016

© Алябьева Е.А., текст, 2016

От автора

Современные дошкольные образовательные программы предполагают формирование у детей довольно широкого круга знаний о технике. Развитие науки и техники идет такими быстрыми темпами, изменяя окружающий мир, что дети нуждаются совсем в иных знаниях, чем десять или двадцать лет назад. Социализация и адаптация детей в социуме невозможна без понимания основ технического прогресса.

В ДОО для ознакомления детей с техникой педагоги используют разные методы и приемы, формы работы. Наблюдения, чтение познавательных рассказов, стихов и сказок, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций сочетаются с продуктивными видами деятельности, дидактическими и творческими играми.

Необходимая познавательная информация для детей чаще всего не собрана в одном источнике. Педагоги находят ее в многочисленных детских энциклопедиях и немногочисленных детских художественных произведениях. Это вносит неудобство в работу.

В данной книге автор предлагает свои рассказы и сказки, написанные с учетом новейших достижений науки и техники. Они снабжены вопросами и заданиями, которые помогут педагогам построить беседу по прочитанному материалу, обогатить и активизировать словарь детей, развить их логическое мышление.

Довольно трудно было написать об истории какого-то вида транспорта, робототехники или счетных устройств. Историю нельзя излагать, не опираясь на конкретную эпоху или год, страну или изобретателя. Поэтому для дошкольников достаточно иметь представление об изменениях конструкций и видов техники: от самых древних до современных. По возможности желательно организовать экскурсию в музей, чтобы они наглядно представили историю.

Чтение или рассказывание необходимо сопровождать показом картин, фотографий, иллюстраций, технических игрушек, видеофильмов.

Читая рассказы или сказки, учитывайте прошлый опыт детей, непосредственное социальное окружение. Если ребенок никогда не видел того, с чем вы его знакомите, опора на наглядный материал обязательна. Воображение ребенка дорисует описываемую картину.

Познавательный материал требует вдумчивого, неторопливого усвоения. Возвращайтесь к тому, что необходимо повторить, несколько раз. Проверяйте усвоение материала, организуя практическую деятельность детей по рисованию, лепке и т. д., дидактические игры и упражнения. Используйте для этого предложенный наглядный материал и развивающие книги для детей.

Используйте по возможности технические игрушки. Они поддержат интерес детей к технике, помогут закрепить знания.

В творческих играх активизируйте знания детей по функциональному назначению разных видов техники и правилам культурного и безопасного поведения в разных видах транспорта.

Рассказы и сказки могут стать основой обязательной образовательной деятельности или быть использованы для чтения и бесед в свободное время. Разнообразие предложенного материала позволит педагогам и родителям выбрать необходимый, предложить что-то по интересам детей.

Чтение рассказов и сказок решает следующие задачи:

в старшей группе:

– знакомить детей с классификацией транспорта (наземный, воздушный, водный);

– учить выделять форму и части разных автомобилей, поездов, кораблей;

– знакомить с правилами поведения в разных видах транспорта, правилами безопасности;

в подготовительной к школе группе:

– формировать у детей представления о машинах разных видов, их строении и назначении;

– обобщать, систематизировать, уточнять представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения;

– знакомить с видами и назначением роботов, историей робототехники, счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;

– расширять представления о судах, их видах, функциональном назначении, особенностях строения;

– формировать представление о достижениях науки и техники, изобретениях человечества, их использовании в современном мире;

– закреплять и расширять знания о видах транспорта, его значении, истории развития (наземный, подземный, водный, воздушный), о видах городского и междугородного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

общие задачи:

– учить устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, классифицировать предметы по разным основаниям;

– формировать потребность в обмене информацией и личным опытом с педагогом и детьми, проявлении познавательной активности;

– побуждать к высказыванию собственных суждений, мнения, предположений;

– развивать творческую активность, воображение, произвольное внимание и целенаправленное восприятие.

Слова, предназначенные для обогащения словаря, и слова, незнакомые детям, имеют в тексте пояснение и выделены курсивом. При необходимости педагог может использовать толковый словарь.

Транспорт

Виды транспорта

Цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами.

По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический.

Наземный и подземный транспорт

На поверхности "царствует" наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.

Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту[1] относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.

К безрельсовому наземному транспорту относится транспорт, которому не нужны рельсы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды и другой наземный транспорт передвигается по обычным дорогам, без железнодорожных путей.

Также важно, с помощью чего транспортное средство движется. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес), гусеничным (передвигаться с помощью гусениц) или использующим животных (передвигаться с помощью домашних животных).

Важно и количество колес. Так, моноциклы имеют одно колесо. Их используют в цирке и для перемещения по городу. Есть велосипеды и мотоциклы, которые имеют не два, а одно колесо. Бициклы имеют два колеса. К ним относятся велосипеды, мотоциклы и мопеды. Трициклы соответственно имеют три колеса. К этим транспортным средствам относятся некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), ряд автомобилей. Квадроциклы – четырехколесные транспортные средства. К ним относится большинство автомобилей, мотовездеходы и четырехколесные велосипеды.

Попробуем разобраться в этих видах наземного транспорта.

Примерный рассказ об автобусе

Автобус относится к наземному транспорту. Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,

В салоне — сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.

Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый авто­бус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.

Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обхо­дить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убе­диться в отсутствии идущей машины.

(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмот­реть направо, нет ли встречного трамвая.)

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, верто­лёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палу­ба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная(машины), спаса­тельный(круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), мо­торная, парусная, вёсельная, подводная(лодки), резиновое, железное(колесо),асфальтированная(дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — призем­литься, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять(якорь), отдать — убрать(конец), стартовать, грести, пропускать(пассажиров), уступать(место), обходить.

Дидактические игры

1. «Назови транспорт».Наземный -трамвай, поезд …; водный -катер, яхта

2. «Какой транспорт?»Метро — подземный, автобус — наземный …

3. «Что двигается по …?»По рельсам — трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) — трол­лейбус; по воздуху — …, по воде — …

4. «Как двигается?Поезд — по рельсам; лодка -…, автобус -…, трамваи -…

5. «Что нужно транспортному средству?»Автобусу — бензин; самолёту — специальное топливо (горючее); электровозу — электрический ток …

6. «Назови части».Автобуса, поезда, самолёта …

7. «Это часть какой машины?»Пропеллер — самолёта и вертолёта, шасси — самолёта, сопло — раке­ты, палуба — корабля.

8. «Кто обслуживает пассажиров?»В автобусе — кондуктор, в самолёте — стюардесса, в поезде — проводник…

9. «Кто управляет?»Автобусом — водитель, самолётом — лётчик, кораблём — капитан …

10. «Чем управляет?»Капитан — кораблём; лётчик — самолётом …

11. «Что общего?»У автобуса и троллейбуса — ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая — работают на электричестве; у самолёта и вертолёта — …; у велосипеда и мотоцикла — …

12. «Чем различаются?»(Те же и другие пары машин.)

13. «Для чего предназначены эти машины?»Аварийная — …; «Скорая помощь» — …, пожарная — …

14. «Какая нужна машина?»Во время аварий — …; при пожаре — …

15. «Сложи целое из частей».Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.

16. «Чего не хватает?»Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото­цикл без руля, поезд без колёс.

17. «Земля. Вода. Воздух».Земля — трамвай, автобус …

18. «Что там?»Под землёй — метро; под водой — подводные лодки; в космосе — ракеты.

19.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Транспорт»

«„Дом" для транспорта».Грузовик — гараж, автобус — автобусный парк, трамвай — трамвайное депо, самолёт — ангар, лодка — пристань, причал.

20. «Для кого этот „домик"?»Гараж — для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.

21. «Опиши машину».Надо составить рассказ о машине по плану .

22. «Отгадай по описанию».Ребёнку предлагают по устному описанию транспортного средства угадать, что это за машина.

23. «Чудесный мешочек»:

а) определить игрушку на ощупь;

б) назвать части машины;

в) определить её назначение;

г) ответить на заданные вопросы.

24. «Назови марки легковых машин»

«Жигули», «мерседес» … ,

25. «Выставка автомобилей».Ребенок-экскурсовод рассказывает о машине, дети-экскурсанты зада­ют ему вопросы, затем экскурсоводом становится другой малыш.

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1718;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Примерный рассказ об автобусе

Автобус относится к наземному транспорту. Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,

В салоне — сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.

Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый авто­бус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.

Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обхо­дить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убе­диться в отсутствии идущей машины.

(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмот­реть направо, нет ли встречного трамвая.)

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, верто­лёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палу­ба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная(машины), спаса­тельный(круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), мо­торная, парусная, вёсельная, подводная(лодки), резиновое, железное(колесо),асфальтированная(дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — призем­литься, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять(якорь), отдать — убрать(конец), стартовать, грести, пропускать(пассажиров), уступать(место), обходить.

Дидактические игры

1. «Назови транспорт».Наземный -трамвай, поезд …; водный -катер, яхта

2. «Какой транспорт?»Метро — подземный, автобус — наземный …

3. «Что двигается по …?»По рельсам — трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) — трол­лейбус; по воздуху — …, по воде — …

4. «Как двигается?Поезд — по рельсам; лодка -…, автобус -…, трамваи -…

5. «Что нужно транспортному средству?»Автобусу — бензин; самолёту — специальное топливо (горючее); электровозу — электрический ток …

6. «Назови части».Автобуса, поезда, самолёта …

7. «Это часть какой машины?»Пропеллер — самолёта и вертолёта, шасси — самолёта, сопло — раке­ты, палуба — корабля.

8. «Кто обслуживает пассажиров?»В автобусе — кондуктор, в самолёте — стюардесса, в поезде — проводник…

9. «Кто управляет?»Автобусом — водитель, самолётом — лётчик, кораблём — капитан …

10. «Чем управляет?»Капитан — кораблём; лётчик — самолётом …

11. «Что общего?»У автобуса и троллейбуса — ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая — работают на электричестве; у самолёта и вертолёта — …; у велосипеда и мотоцикла — …

12. «Чем различаются?»(Те же и другие пары машин.)

13.

Занятие по художественной литературе «Транспорт»

«Для чего предназначены эти машины?»Аварийная — …; «Скорая помощь» — …, пожарная — …

14. «Какая нужна машина?»Во время аварий — …; при пожаре — …

15. «Сложи целое из частей».Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.

16. «Чего не хватает?»Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото­цикл без руля, поезд без колёс.

17. «Земля. Вода. Воздух».Земля — трамвай, автобус …

18. «Что там?»Под землёй — метро; под водой — подводные лодки; в космосе — ракеты.

19. «„Дом" для транспорта».Грузовик — гараж, автобус — автобусный парк, трамвай — трамвайное депо, самолёт — ангар, лодка — пристань, причал.

20. «Для кого этот „домик"?»Гараж — для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.

21. «Опиши машину».Надо составить рассказ о машине по плану .

22. «Отгадай по описанию».Ребёнку предлагают по устному описанию транспортного средства угадать, что это за машина.

23. «Чудесный мешочек»:

а) определить игрушку на ощупь;

б) назвать части машины;

в) определить её назначение;

г) ответить на заданные вопросы.

24. «Назови марки легковых машин»

«Жигули», «мерседес» … ,

25. «Выставка автомобилей».Ребенок-экскурсовод рассказывает о машине, дети-экскурсанты зада­ют ему вопросы, затем экскурсоводом становится другой малыш.

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1717;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Примерный рассказ об автобусе

Автобус относится к наземному транспорту. Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,

В салоне — сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.

Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый авто­бус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.

Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обхо­дить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убе­диться в отсутствии идущей машины.

(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмот­реть направо, нет ли встречного трамвая.)

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, верто­лёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палу­ба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная(машины), спаса­тельный(круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), мо­торная, парусная, вёсельная, подводная(лодки), резиновое, железное(колесо),асфальтированная(дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — призем­литься, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять(якорь), отдать — убрать(конец), стартовать, грести, пропускать(пассажиров), уступать(место), обходить.

Дидактические игры

1. «Назови транспорт».Наземный -трамвай, поезд …; водный -катер, яхта

2.

Занятие по художественной литературе «Транспорт»

«Какой транспорт?»Метро — подземный, автобус — наземный …

3. «Что двигается по …?»По рельсам — трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) — трол­лейбус; по воздуху — …, по воде — …

4. «Как двигается?Поезд — по рельсам; лодка -…, автобус -…, трамваи -…

5. «Что нужно транспортному средству?»Автобусу — бензин; самолёту — специальное топливо (горючее); электровозу — электрический ток …

6. «Назови части».Автобуса, поезда, самолёта …

7. «Это часть какой машины?»Пропеллер — самолёта и вертолёта, шасси — самолёта, сопло — раке­ты, палуба — корабля.

8. «Кто обслуживает пассажиров?»В автобусе — кондуктор, в самолёте — стюардесса, в поезде — проводник…

9. «Кто управляет?»Автобусом — водитель, самолётом — лётчик, кораблём — капитан …

10. «Чем управляет?»Капитан — кораблём; лётчик — самолётом …

11. «Что общего?»У автобуса и троллейбуса — ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая — работают на электричестве; у самолёта и вертолёта — …; у велосипеда и мотоцикла — …

12. «Чем различаются?»(Те же и другие пары машин.)

13. «Для чего предназначены эти машины?»Аварийная — …; «Скорая помощь» — …, пожарная — …

14. «Какая нужна машина?»Во время аварий — …; при пожаре — …

15. «Сложи целое из частей».Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.

16. «Чего не хватает?»Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото­цикл без руля, поезд без колёс.

17. «Земля. Вода. Воздух».Земля — трамвай, автобус …

18. «Что там?»Под землёй — метро; под водой — подводные лодки; в космосе — ракеты.

19. «„Дом" для транспорта».Грузовик — гараж, автобус — автобусный парк, трамвай — трамвайное депо, самолёт — ангар, лодка — пристань, причал.

20. «Для кого этот „домик"?»Гараж — для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.

21. «Опиши машину».Надо составить рассказ о машине по плану .

22. «Отгадай по описанию».Ребёнку предлагают по устному описанию транспортного средства угадать, что это за машина.

23. «Чудесный мешочек»:

а) определить игрушку на ощупь;

б) назвать части машины;

в) определить её назначение;

г) ответить на заданные вопросы.

24. «Назови марки легковых машин»

«Жигули», «мерседес» … ,

25. «Выставка автомобилей».Ребенок-экскурсовод рассказывает о машине, дети-экскурсанты зада­ют ему вопросы, затем экскурсоводом становится другой малыш.

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1716;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *