On

Психокоррекция ?аза?ша

Posted by admin

Управление супружескими   конфликтами

 Как быстрее и надежнее всего решать конфликты: семейные, деловые, любые другие? Этот вопрос очень важен, более того — это и есть главная задача любой школы практической психологии.

Двадцать лет назад, при проведении семейной психотерапии, один из авторов этого материала, должен был предлагать своим клиентам по сути расхожие  штампы: уважайте друг друга, первыми идите на уступки, делайте человеку приятное  — он ответит тем же и так далее. Безусловно, все эти наставления верны, вопрос в том, как их реализоать. В те времена ответов не было, существовали только призывы. На сегодня уже существует огромное число методик по разрешению конфликтов, и надо сказать, что далеко не все они плохи. Но когда предлагают 20-30 принципов урегулирования конфликтов, то эти схемы становятся слишком громоздкими и сложными в осуществлении на практике, теряют свою ценность. Такой подход не учитывает одного: при том, что все эти советы рассчитаны на обоих участников конфликта, — один из них ничего не знает о предлагаемом кодексе поведения, ведь за  консультацией обычно обращается кто-то один. Следовательно, нужна технология, дающая результаты и тогда, когда навыки приобретает только одна конфликующая сторона. Более того, рекомендации "классической" психологии  вытекают из обычного здравого смысла, которым люди и без того пользуются.

Конфликт можно распутать только нестандартным подходом, основанным на неочевидной логике поиска выхода из тупика и объективном, независящем от субъективного влияния обеих сторон, анализе. Наиболее эффективные результаты, как показала практика, достигаются уникальным с точки зрения психодиагностики, сочетанием двух областей: объединением знаний и умений специалистов в области типологии, а также — в области экспертизы почерка. Любая модель в конфликтологии, не учитывающая врожденные и приобретенные межличностные различия (наиболее точно  описываемые посредством типоведения и графологии), как правило, рассыпается в прах при столкновении с реальностью

Психологический конфликт: разрушение или созидание?

Начнем с определения понятия "психологический конфликт": оно применимо к тем людям, которые в силу разных причин оказываются "в одной лодке" и вынуждены искать взаимопонимание. Как ни странно, среди практически незнакомых друг другу людей не может быть конфликта как такового, поскольку в этом случае не затрагиваются глубинные психологические механизмы. Когда сталкиваются мировоззрения малознакомых людей, это не конфликт — это обычное выяснение позиций, которое не сможет перерасти в глубинный конфликт — эти люди в любой момент вольны разойтись в разные стороны. По-настоящему конфликтующие должны хорошо знать друг друга — это родственники, супруги, друзья, сослуживцы.

  Близкие люди в момент конфликта неосознанно думают о том, как им придется жить дальше. И в силу этого они "обречены" на систематичекские выяснения отношений и поиск общего языка. Счастливые супружеские пары и успешные в делах партнеры отличаются тем, что они умеют разрешать конфликты. Такие конфликты из разрушительных превращаются в конструктивные. Они делают любую совместную деятельность или сосуществование успешными. "Хочешь достичь результатов — умей работать и жить с неудобными людьми",  — утверждают типоведы.

 Конструктивный конфликт — это один из механизмов цивилизованного развития общества. Лидер — это не тот, кто больше всех "шумит", — это тот, кто "взрослее", т.к. готов взять на себя всю дальнейшую ответственность за последующие события, или за воплощение высказываемых в конфликте решений. Если за тобой остается последнее слово, значит, ты знаешь, как его реализовать, и более того, готов это сделать. Если вместо такого слова — за тобой один лишь последний эффектный выкрик — ты не победитель. "Проигравший" в этом случае,  вынужден продолжать спор лишь для демонстрации сохранения самооценки и статуса в глазах других, когда имеются прямые или косвенные наблюдатели.

Иногда у какой-либо из постоянно конфликтующих сторон может возникнуть вопрос: "А не послать ли все к черту" — так дальше просто невозможно работать (жить)!. Ясно, что у любого конфликта есть две стороны медали, для него нужны двое. Болевые пороги конфликтующих определяют верхнюю грань конструктивного конфликта — конфликта разрушающего и в каждом случае болевой порог индивидуален, главное мастерство консультантов — уметь точно определить его для каждого.

  Сигналом тревоги, свидетельствующим о превышении болевого барьера, критической ситуации и необходимости в обращении к специалистам за консультацией, как правило, является переход спорящих на сверхблизкую дистанцию — на личные оскорбления, унижения, прессинг обидными сравнениями, неуважение, не говоря о манипуляциях или подспудном шантаже чувствами. Самым сильным унижением является уничтожение самооценки партнера (в семье или в бизнесе),  в этот момент он теряет самоуважение, являющееся одним из основ фундамента личности. Униженному остается одно: проявить агрессию, сорваться, нанести удар (вербально или физически), либо смириться, уйти навсегда в тень и глотать обиды. Это ненормально и скажется на психоэмоциональном здоровье: человек может получить невротическое расстройство, проявления которого могут причинять сильные душевные страдания, вплоть до необходимости медикаментозной помощи. Такое состояние мы называем не иначе как "вербальным насилием". По состоянию души "жертвы" оно сродни с реальным изнасилованием, где насильник физически сильнее жертвы. Как известно, слово  часто ранит больнее физического удара.

 Одним из главных проявлений такого уничижения, насилия над человеческим достоинством в конфликте является крик. Известный психолог Николай Козлов предлагает ввести между криком в споре и физическим унижением знак равенства: "Оранье друг на друга приравнять к мордобою!"

 Контролировать свои мысли в конфликте сложно, а вот следить за громкостью речи вполне по силам любому адекватному человеку. В споре говорите что угодно, но не переходите на крик — это убьет все,  в том числе, шансы на то, что Вы будете… услышаны. Такой совет относится к универсальным и подходит любому человеку, независимо от его склада или мировоззрения. Однако этого не достаточно —  чаще всего требуется конкретный совет для конкретного человека.

 Психологические закономерности:  от теории к практике

Способы разрешения конфликтных ситуаций определяются психотипом человека, и для каждого из конфликтующих существуют свои советы, порой диаметрально противоположные. После того, как будут определены болевые точки каждой из сторон (по одной-две), можно приступать к закреплению всего одного-двух ключевых советов в реальной жизни (вместо стандартных 20-30). Качество важнее количества, поэтому лучше немного и в точку, чем большой свод умных и верных советов, остающихся обычно лишь благим намерением. Выявленные болевые точки ложатся в основу супружеского договора о не нападении —  своеобразного  "Психологического примирительного контракта".   

     Муж и жена, согласно типоведению, обычно выбирают друг друга по принципу взаимодополнения противоположных качеств. Это усиливает позиции каждого из них, но в то же время может привести и к конфликтам, так как различия не только притягивают, но и отталкивают. Одних различий недостаточно — гармонии отношений не получится, если люди душевно незрелы, или не готовы к пониманию. Вспомните —  "от любви до ненависти один шаг". Счастливые семьи не распадаются по одной простой причине — любви.  Любви, которую можно изобразить простой формулой: "обожание сильных черт в партнере выше, чем недовольство отрицательными".  

      О любви с первого взгляда: она возникает, когда на пути встречается партнер, по внешним параметрам схожий с идеалом будущего супруга. Этот идеал формируется всей предыдущей жизнью и строится на мечтаниях и фантазиях, на поиске схожести с обожаемыми (или противоположности  по сравнению с не очень любимыми) в детстве родителями, не последнюю роль играет и субьективный жизненный опыт. Одним словом, этот сложный и устойчивый стереотип  является сложившимся идеалом. Такая любовь с первого взгляда может вспыхнуть между любыми психотипами, с любыми интертипными отношениями. Порой — даже между  потенциальными  психотипами — "конфликтерами", когда психотип, к которому принадлежит твой партнер -по сути своей неприятен и неприемлем для тебя абсолютно во всем! Оказывается, что если психотипы личности имеют врожденную структуру, то и взаимоотношения между  ними носят определенную печать, отражающую особенности их взаимосуществования. 

 В последнем случае супруги увидят это лишь со временем, когда у них  начнут возникать частые конфликты по пустякам. Они начнут произносить вслух страшное для обоих слово — "развод", которым они будут только пугать друг друга. И если они разойдутся, не попробовав дать себе шанс и не обратившись за помощью, то могут жалеть об этом всю оставшуюся жизнь.

       Жаль, что лишь с годами супруги познают этот феномен, и если бы они его знали раньше, то не тратили бы годы своей совместной жизни в бесплодном перевоспитании и борьбе друг с другом, ведущим к постоянным упрекам и непониманию. Такое  перекраивание друг друга также целесообразно, как, например, претензии к частоте пульса своего партнера, по той причине, что она не соответствует своей собственной частоте.

        Этот феномен  — об одновременном притяжении и противостоянии противоположностей, мы считаем наиболее принципиальным фактором в человеческом взаимодействии. Это привело нас, специалистов в области психодиагностики, к принципиально новому подходу, позволяющему наиболее эффективно решать любые вопросы и проблемы, связанные с личной совместимостью.  В основе этого консультативно-терапевтического подхода лежит так называемый принцип взаимо-уважения/прощения.

 Идеальным партнером в браке считается тот, с кем достигаешь больших результатов, развиваешься и живешь полнее, чем в одиночку. Фраза "хочешь достичь результатов,  работай с неудобными людьми"  —  применима и тут. Таким образом, соответственно строятся и наши действия.

 Процесс решения конфликтов

 При проведении семейного психоанализа посредством сочетания упомянутых выше особых технологий объективной психодиагностики, мы выявляем личностные особенности и актуализируем скрытые психологические проблемы самостоятельно, исключив субъективное влияние кого-либо из клиентов на сам процесс анализа, либо на конфликтную ситуацию. Это позволяет найти оптимальное решение,  то есть не только  разрешить проблему, но и перевести энергию разрушения в энергию созидания, превратить слабости  в силу. Пройдя эту фазу, супруги еще прочнее скрепляют свой союз.

 Получив конкретную информацию, в итоге мы приходим к оптимальному для обеих сторон решению и говорим супругам: "Цените в партнере две сильные черты и прощайте две слабые!", четко и понятно описав и проработав с ними основные мотивы, интересы  и врожденные склонности, лежащие в фундаменте их разрушительного конфликта. Наша цель в том, чтобы люди смогли взглянуть друг на друга по-новому, увидеть ранее незамеченное или не понятое и начали понимать и ценить друг друга более, чем когда-либо, стали бы по-настоящему близки.  

       Главное — точно определить эти раздражающие черты, и по нашим наблюдениям, без таких современных и серьёзных технологий, как типологическая и графологическая психодиагностика, тут не обойтись.

 Дорогие супруги!

Сделать шаг по направлению друг к другу совсем непросто, и прежде чем совершить непоправимое — дайте себе шанс: вы оба, ваша семья и ваши совместные годы жизни этого заслужили.

И.Карнаух
психолог, www.karnauh.ru

Саба?ты? ма?саты: Білімділігі: Оралхан Б?кейді? ?мірінен м?лімет бере отырып, білімдерін ж?йелеу,жина?тау ж?не шы?армашылы? ж?мыстар ар?ылы о?ушыларды? саба??а деген ?ызы?ушылы?ын арттыру; дамытушылы? – о?ушыларды? ой-?рісін дамыту; т?рбиелік – адал досты??а, сыйласты??а, жанашырлы??а т?рбиелеу.

Слайд 2 из презентации «Оралхан бкей туралы»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Оралхан бкей туралы.pptx» можно в zip-архиве размером 601 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Сахалинская область» — Ильинское. Геральдика Сахалинской области (дата принятия 25.04.1997 г.). Эвенки. Геральдика томариору (дата принятия 30.09.2003 г.). Педагогический коллектив. Первый педагогический коллектив школы. Населенных пунктов было 25. К 100-летию г. Томари и 60-летию образования Сахалинской области. Айны. В переводе с айнского «Томариору» означает – гавань, бухта, залив птиц.

«Этапы развития вычислительной техники» — Первый программист — Ада Лавлейс. Виртуальный музей вычислительной техники. II поколение компьютеров. Древний Египет. Механический этап развития вычислительной техники. А. Тьюринг и Пост доказали, что машина может решить любую задачу. Франция XVII век. III поколение компьютеров. I поколение компьютеров.

«Социальная работа в школе» — Документация социального педагога (банк данных). Приложение № 7 Карта ребёнка сироты. Диагностическая Образовательно-воспитательная Прогностическая и экспертная Организационно- коммуникативная Охранно- защитная Посредническая. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом внимании. Направления работы.

Жа А Аза Ша Ндер

«Греческое искусство» — Коринфский ордер. Мирон. Ионический ордер. Афинский Акрополь. Статуя Зевса. Храм Ники Аптерос. Архитектура. Какой ордер использовался при строительстве Парфенона. Скульптура. Поликлет. Ордер. Эрехтейон. Дорический ордер. Чернофигурные вазы. Венера Милосская. Краснофигурные вазы. Вывод об уровне развития греческого искусства.

«Организм человека и его здоровье» — Итак, начинаем… В последнее время мы часто слышим слово – гиподинамия. Много радости приносит купание. По вертикали мы получаем еще одно название вредной привычки. Необходимое условие экономии времени. Есть такой анекдот. Автор басни «Заяц во хмелю». Курильщик – сам себе могильщик. Табак уму не товарищ.

Без темы

23692 презентации

Күні _________________
Түзету-дамыту жұмысының бағдарламасы
Түзету-дамыту сабағының тақырыбы: «Паровоз»
Түзету-дамыту сабағының мақсаты: Балаларды ауызбіршілікке, шапшаң қимылдауға,дұрыс қозғалуға ықпал ету
Көрнекі құралдар: Паровоздың суреті, бөлшектерінің қиындылары
Топ атауы: ________________
Бала саны: ________________
Іс — әрекет кезеңдері Маманның іс — әрекеті Баланың іс – әрекеті
Мотивациялық қозғаушы
Ұйымдастыру
Ізденушілік
Рефлексті қорытындылаушы Шаттық шеңбері
-Балалар сәлеметсіздер ме?
Педагог балаларды өзіне қаратады.Жылулық шеңберіне балаларды тұрғызады.
Орнымыздан тұрамыз,
Қолды белге қоямыз.
Бұрыламыз оңға біз
Бұрыламыз солға біз
Біздер тату баламызГүл-гүл жайнап жанамыз.
-Балалар алыста тұратын туыстарын, ата-әжелерің бар ма? Оларға қонаққа барып тұрасыңдарма?

Слушать онлайн или скачать бесплатно пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅ

Олар қонаққа келеді ма?
-Алысқа бару не келу үшін қандай көлікке мінесіңдер?
-Пойыз, автобус, ұшақ т.б.
-Бұл ненің дыбысы?
Балалар пойыз қандай бөліктерден тұрады? Вагондар және бастысы паровозы, иә ?
-Паровоз қандай болатынын білесіңдер ме? Мына суретке қараңдаршы. Дәл осы суретті мен бөліктерге қиып қойдым, бірақ қайта құрастыра алмадым. Сендер көмектесесіңдер ме?
-Рахмет, сендерге.
-Балалар енді «Паровоз» ойынын ойнайық. Біріміздің артымызға біріміз тұрып, бір-бірімізді ұстап, бірінші адам «паровоз» , қалғандары вагон болады. Екі бала көпір болады. Паровоз вагондарды ертіп жүреді, көпірден өтеді, станциядан тоқтайды. «Буп-буп-буп» деп дыбыстап жүреді.
Буп-буп-буп , зымыра пойызымыз,Біз сені әлі-ақ қуып жетеміз.
-Балалар бүгін не туралы айттық?
-Қандай ойын ойнадық?Ұнадыма?
-Жарайсыңдар, балалар! Сәлеметсізбе!
Балалар шеңберге тұрып, сөздерді, қимылдарды қайталайды.
Балалар жауаптарын айтады.
-Пойыз.
-Иә.
-Иә.
Балалар ойнайды.

Педагог-психолог: Кошпембетова Камшат

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Психокоррекция с помощью разных видов арттерапии

Арттерапия (терапия средствами искусства) – один из методов психолого-педагогической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арттерапия служит методом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции. Она основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, симпатическом уровне и могут получать выражение в изобразительном, музыкальном и других видах искусства: рисунки, лепка, аппликация, музыкальные импровизации на различных инструментах, сочинение мелодии песни, ритмические рисунки и т.п. на свободную тему, задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала, анализ и интерпретация произведений искусства, репродукция произведений искусства, совместное творчество педагога и ребёнка.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства,  то её классификация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка– музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движение – кинезитерапия).

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Существует две формы музыкальной терапии: активная и пассивная. При активной форме используется игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, выражение себя через музыку. Музыка есть посредник между внешним и внутренним миром человека.

Жа А Аза Ша Ндер

Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния; оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. Такие сеансы помогают увидеть красоту мира, которая за переживаниями остаётся незамечаемой.

Музыкоцветотерапия – это вид интегративной музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.

Имаготерапия (от латинского imago – образ) занимает особое место среди видов арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Задачами имаготерапии являются:

  • укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов;
  • воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций;
  • развитие способности к творческому воспроизведению образа;
  • воспитание волевых качеств;
  • создание в процессе имаготерапии определённого творческого интереса.

Изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. По форме организации изотерапия может быть индивидуальной и групповой. Выделяют два направления этого метода:

  • использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа;
  • побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. 

Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами.

К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относится библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В.Н.Мясищевым). В основе этого вида терапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.

Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки), поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия . Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивными, неуверенными, застенчивыми, с проблемами принятия своих чувств). Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвинуть рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Психокоррекция с помощью различных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Различные виды арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Кулешова С.С.
г. Железногорск

Психокоррекционный комплекс

Психокоррекционный комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых направлен на решение различных задач особыми методами и приемами. основных блоков – четыре.

Цель диагностического блока – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, уточнение (или переформулирование) запроса клиента, формирование общей программы коррекции.

К диагностическим мероприятиям относятся первичная диагностика, проводимая на начальном этапе коррекции, вторичная диагностика, проводимая после коррекционного блока для исследования изменений, происшедших с клиентом или группой. Сквозная диагностика включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий оценивать успешность коррекционного воздействия, а также получить обратную связь от клиента или группы, участвующей в процессе коррекции.

Большое значение имеет, тоже относящаяся к диагностическому блоку своевременно организованная, обратная связь от клиента или группы.

Основные психологические методы, применяемые в диагностическом блоке:

• метод наблюдения;

• психологическое тестирование;

• проективные методы;

• ведение дневников, написание сочинений и т.д.

При составлении коррекционных программ используется в основном диагностика возрастного развития.

Установочный блок главной целью ставит предварительную работу с клиентом. Прежде всего это снижение уровня тревожности за счет установления открытых доверительных отношений с клиентом, повышение мотивации.

Цель коррекционного блока – гармонизация и оптимизация развития клиента, овладение новыми способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий имеет своей целью измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизацию позитивной адекватной самооценки.

2.2. Основные требования
к составлению психокоррекционной
программы

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы со­здание и реализация определенной модели коррекции: общей, типо­вой, индивидуальной.

Общая модель коррекции – это система условий оптимального воз­раст­ного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, событиях, связях и об отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охра­нитель­ный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравма­ти­ческий стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физи­ческих условиях развития). Необходимо оптимальное распределе­ние нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных дей­ствий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдель­ных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободныекоррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы кор­рекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участ­никам данной программы. Перед началом коррекционных мероприя­тий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возмож­ностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу (ориентированную на настоящий момент)психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

При составлении психокоррекционной программы необходимо:

• четко формулировать цели коррекционной работы;

• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррек­цион­ной работы;

• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной ра­боты;

• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

• отобрать методики и техники коррекционной работы;

• определить общеевремя, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

• определить длительность каждого коррекционного занятия
(от 10–15 мин в начале коррекционной программы до 1,5–2 ч на заключительном этапе);

• разработать коррекционную программу и определить содержа­ние коррекционных занятий;

• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

• реализовать коррекционную программу, при этом необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;

• подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психоло­гическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

2.3. Оценка эффективности
коррекционных мероприятий

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы прояв­ля­ются на протяжении достаточно длительного временнго интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временнм интервале.

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекци­он­ного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудив­ших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррек­ционной работы, показал, что существенное значение для дости­жения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия лучше проводить 1 раз в неделю продол­жи­тель­ностью 1–1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия.

Вы точно человек?

Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом для выяснения особенностей поведения, обстоятельств, связанных с сохранением прежних или возникновением новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1–2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных программ в большей степени зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены от­кло­нения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекци­онная работа, тем бльшая вероятность успешного разрешения труд­ности развития.

«Әріптер» атты коррекциялық сабақ.
Мақсаты: байқағыштық пен ерікті, зейінді дамыту, зейіннің тұрақтылығын, бөлінуін, шоғырлануын және шығармашылық қабілеттерін дамыту.
Түрі: тренинг-сабақ
Пайдаланатын әдістер: интерактивтік әдістер,талдау, болжау, сұрау.т.б.
Қолданылатын материалдар: үлестірмелер, қиылған әріптер, суреттер.
Ескерту: бұл сабақ бастауыш сыныптарға арналған.
1-жаттығу. «Байқағыштық»
Оқушылардан үйден мектепке дейінгі жолда күнделікті көріп жүрген барлық нәрселерді толығымен айтып шығуды тапсыру.
2-жаттығу. «Зейінді дамыту»
Тақтаға бірнеше әріптер ілінеді.қатардағы артық әріптерді бояймыз, сосын сол әріптерден сөз құрау керек.
3-жаттығу. «Айырмашылықтарды табу»
Оқушыларға екі бірдей сурет көрсетіледі. Суреттегі 5 айырмашылықтарды табу керек.
Сұрақ: суреттердің бір-бірінен айырмашылығы қандай? Ұқсастықтарды табу қиын болды ма? (тағыда бірнеше суреттер берунге болады)
4-жаттығу. «Әріптерді тану»
Тақтаға әріптер жазылған плакаттар ілінеді. Оқушыларанықтап қарап,қандай әріптер жасырынғанын табулары керек.
237871086995 В
00 В
26035-4445007499358699500730885869950049276086995004927608699500
2712085869950027120858699500
294449511176000
5-жаттығу «Шығармашылық ойлауын дамыту»
Тақтаға плакат ілінеді. Жартылай жазылған әріптер көрсетіледі. Әріп толығымен шығуы үшін әрі қарай жалғастырып жазыңдар.
158813513462000158813513462000330835134620003308351346200012642853937000260353937000
1530985850900015309858509000330835850900012642851841500260351841500
153098543180003308354318000
6- жаттығу.»Корректура»
Мәтіндегі сөздердің арасынан бір әріптерді тастап кетіп жазамыз. Оқушылар сол қателерді тексеріп, қалып қойған әріптерді жазып шығады.
Мысалы: оқушылар дема…ыс үйіне келді. Демалыс үйі қал…ң қарағайдың арасында ек…н. жанында үлк…н көл бар.к…лдің жағасында кішкене қайықтар тұр. Бал…лар қайық…а отырып серуендеді.
7- жаттығу. «Топтастыру»
Оқушыларға жеке үлестірмелер таратылады. Үлестірмеде 3-ке бөлінген таблица берілген. Таблицаға мынгадай сөздерді топтастырып жазулары керек. Аяқ киімддер, ойыншықтар, мектеп құралдары.
Аяқ киімдер Ойыншықтар Мектеп құралдар
Берілген сөздер: қуыршақ,қолғап, пенал,доп, сөмке,қалам, дәптер,конструктор,сызғыш, машина,етік, қоян, бәтеңке.
8- жаттығу. «Кеңістікке бағыт ала білу»
Тақтаға сызықтармен жазылған сөздер ілінеді. Оқушылар сызықтарды қосып,табулары керек.мынадай: «жарайсыңдар» «Сабақ аяқталды» деген сөздер шығады.
9-жаттығу. Тренинг «Суретші»
Оқушылар бірінің артына бірі тұрып,арқаларына саусақпен сурет салады. Әрқайсысы өздері сурет сала отырып,артындағы адамның қандай сурет салып жатқанын біліп, айтулары керек.

Аза Ша Термелер скачать и слушать музыку онлайн

Сұрақ: сурет салғанда қандай сезімде болдыңыз? Қандай сурет салып жатқанын бірден байқадыңыз ба?
10. Қорытындылау. Оқушылардың пікірін тыңдау.

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *