On

Первобытное искусство кратко

Posted by admin


Первобытное искусство

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 16.12.2015 18:48 Просмотров: 2292

Первобытное искусство развивалось в первобытном обществе. Первобы́тным о́бществом называется период в истории человечества до изобретения письменности.

Первобытное общество с XIX в. называют также доисторическим. Но, поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин «доисторический» либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом.
Первобытное общество делят на следующие периоды:
Палеолит (древнекаменный век) – 2,4 млн.-10000 до н. э. Палеолит делят на ранний, средний и поздний.
Мезолит (среднекаменный век) – 10 000-5000 до н. э.
Неолит (новокаменный век) – 5000-2000 до н. э.
Бронзовый век – 3500-800 до н. э.
Железный век– с около 800 до н. э. 

Изобразительное искусство палеолита

В этот период изобразительное искусство было представлено геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендроглифами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных.

Геоглифы

Гео́глиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, обычно длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известные геоглифы находятся в Южной Америке – на плато Наска, в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток, расположено около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Обезьяна
Рисунки обнаружены в 1939 г., когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Большой вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, которая начала работу над их изучением в 1941 г. Но сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 г.

Паук
Линии Наски до сих пор не разгаданы, остаётся много вопросов: кто их создал, когда, зачем и каким образом. С земли многие геоглифы увидеть невозможно, поэтому предполагают, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Кроме ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Аналоги Наски

Плато Пальпа на южном побережье Перу

Комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников. Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят в горные цепи. Холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения. На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрические фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию.

Гигант из пустыни Атакама

Гига́нт из пусты́ни Атака́ма – большой антропоморфный геоглиф, крупнейший доисторический антропоморфный рисунок в мире, длиной 86 м. Возраст рисунка оценивается в 9000 лет.
Это изображение располагается в 1370 км от геоглифов пустыни Наски, на одинокой горе Сьерро Уника в пустыне Атакама (Чили). Изображение трудно поддаётся идентификации. Полностью увидеть этот геоглиф можно лишь с самолёта. Создатели этого изображения неизвестны.

Уффингтонская белая лошадь

Сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир. Находится под государственной охраной как единственный английский геоглиф доисторического происхождения. Создание фигуры относят к раннему бронзовому веку (приблизительно X век до н. э.).
Крупные рисунки существуют и в России: «Лось» на Урале, а также гигантские изображения на Алтае.

Наскальная живопись

До наших времен сохранилось множество наскальных изображений эпохи палеолита, в основном в пещерах. Большинство их найдено в Европе, а также в других частях света. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, её возраст около 32 тыс. лет.

Изображение на стене пещеры Шове
На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первобытная скульптура

Палеолитическая Венера

Это название – обобщающее для множества доисторических статуэток женщин, датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но находят их и далеко на востоке (стоянка Мальта в Иркутской области).

Венера Виллендорфская
Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня. Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу – один из древнейших примеров известной науке керамики. К началу XXI в. известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера: от 4 до 25 см в высоту.

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας – большой, λίθος – камень) – доисторические сооружения из больших блоков.
Мегалиты распространены во всём мире, чаще всего в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой бронзового века (3-2 тыс. до н. э.). В Англии существуют мегалиты эпохи неолита. На средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле также находится мегалиты. Было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования опровергают это предположение.
Назначение мегалитов не совсем ясно. По мнению некоторых ученых, они служили для погребений. Другие учёные считают, что это пример общинных сооружений, что требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения использовались для определения времени астрономических событий: солнцестояния и равноденствия. В нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Стоунхендж – мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир (Англия). Представляет собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных (меловых) и каменных конструкций. Находится примерно в 130 км от Лондона. Это один из самых знаменитых археологических памятников в мире.
О назначении Стоунхенджа до сих пор нет единого мнения. Его в разное время считали то святилищем друидов, то древней обсерваторией, то территорией для погребения.

Составной дольмен из долины реки Жане (в 15 км от Геленджика)
Много дольменов известно в Краснодарском крае. Дольмены – мегалитические гробницы первой половины III-второй половины II тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Распространены от Таманского полуострова и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере – до долины реки Лабы. Дольмены использовались и в позднем бронзовом веке, и позднее. Всего известно около 3000 дольменов. Из них изучено не более 6%.
Печально, что эти археологические памятники разрушаются и не сохраняются. К тому же далёкие от науки люди создают вокруг таких объектов околодольменный бум. Могильники становятся местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной и неадекватной публики. Средства массовой информации наполняют домыслами различных «исследователей».

Первобытное искусство отразило первые представления человека обокружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, средний мир — земля со всем, что населяет её, подземный мир — место жизни умерших. Ему соответствовали и ритуальные действия.

Первобытное искусство

Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны.

Искусство эпохи Палеолита
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Искусство эпохи мезолита
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных.

Искусство эпохи неолита
Живопись становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. В III–II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты. К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.).

Марк Загура

Лекция 2-3. Искусство первобытного общества

Искусство первобытного общества развивалось в течение очень длительного времени в Австралии и Океании, Африки и Америки. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем непосредственно искусство появилось лишь в позднем палеолите. Позднее искусство достигло большого расцвета. Более поздние этапы развития первобытного искусства относятся уже к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий.

Хронологию наскального искусства эпохи верхнего палеолита следует расположить следующим образом (градация довольно условна):

Ориньяк-перигор (40 000–25 000 лет до н. э.). Момент наибольшего распространения палеолитического искусства – от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья. Самые выразительные примеры живописи данного периода сосредоточены в пещере Ласко (Дордонь, Франция).

Солютре(25 000–15 000 лет до н. э.). Период господства высокого рельефа, выполненного в технике углубления окружающей поверхности. Наиболее характерные произведения найдены на стоянке Ле Фурне дю Дьябль (Франция).

Мадлен(15 000–10 000 лет до н. э.). Период создания изображений, отличающихся наивысшим реализмом. Самый значительный памятник искусства – ансамбль пещеры Альтамира (Испания).

Эпипалеолит и мезолит(10 000–8 000 лет до н. э.). Периоды, в которые художественное творчество практически не получило дальнейшего развития. Результаты ограничиваются предметами мобильного искусства. Исключение составляет левантийское искусство, живопись севера Африки.

Неолит(8 000–7 000 лет до н.э. – середина IV тыс. до н. э.). Эпоха керамики, изменения художественных ориентиров, попытка передать иллюзорный облик окружающего мира средствами искусства. Иберийское, левантийское, тассильское искусство, главный герой которого – человек общественный, включённый в социальные отношения, член определённой группы, занятый охотой, участвующий в битвах, обрядах и ритуалах. Геометрическая стилизация и условность в изображении как отличительная черта искусства неолита. Неолитическая скульптура. Ранняя керамика. Гончарное ремесло. Менгиры и мегалиты как самые ранние архитектурные памятники прошлого.

Лекция 2. Первобытное искусство (кратко)

(Карнак, Стоунхендж). Дольмены – коллективные погребения с каменным сводом и курганом.

Примерами ранних произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Эти изображения очень примитивны, но в них видны зачатки представлений первобытных людей об окружающем мире.

Древние поселения (стоянки), состоявшие из нескольких жилищ располагались под навесами скал, в гротах и пещерах. Яркий пример тому является «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I около Воронежа (35×16 м).

Именно в таких жилищах обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5–10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин с гипертрофированными женскими формами (палеолитические венеры). Первобытные скульпторы довольно верно передавали общие пропорции фигуры, тщательно передавали детали прически, татуировки, а черты лица не изображали вовсе. (Статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга, деревен Костенки и Гагарино на Дону).

В наскальных изображениях первобытные художники чаще всего изображали животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Обычно изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо).

Изображения человека встречаются крайне редко. (Рельефы из стоянки Лоссель во Франции).

В мадленском искусстве наблюдается более глубокое понимание
и восприятие жизни. Стенные росписи этого времени были найдены в
80–90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Альтамира).

Наряду с живописью, исполненной красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, и редко круглая скульптура.

Охота занимала чрезвычайно важное место в жизни первобытного человека, поэтому изображения зверей встречаются чаще всего: бизоны, олени, носороги, мамонты, пещерные львы, медведи и т. д.

В мадленский период изображения стали гораздо более конкретны и жизненно правдивы, чем в более поздние периоды. Первобытный художник теперь ясно понимал строения и формы тела, умел правильно передать не только пропорции, но и движение животных. (Изображения бизона и оленя из грота Лортэ и Верхней Ложери, мамонта и медведя из пещеры Комбарелль во Франции).

Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные росписи в пещерах Ласко и Фон де Гом во Франции, Альтамира в Испании.

Это контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного, со штриховкой поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. Впоследствии фигуры стали полностью закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) фигурах нередко использованы естественные выступы и неровности скал.

Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного – всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи. Таковы изображения раненых бизонов в Альтамирской пещере, ревущего бизона в той же пещере, пасущегося северного оленя, медлительного и спокойного, в пещере Фон де Гом (Франция), бегущего кабана в Альтамире (Испания).

В росписях пещер встречаются преимущественно единичные изображения животных, чаще всего никак не связанные между собой.

Люди в мадленских росписях не изображаются, за исключением редчайших случаев (рисунок на куске рога из Верхней Ложери), где показаны люди, замаскированные под животных во время охоты.

Одновременно с развитием росписей и рисунков на кости и камне в мадленский период развиваются скульптуры из камня, кости и глины, и, вероятно, из дерева.

Замечательные образцы скульптуры, выполненные из кости, найдены в пещере Мае д’Азиль (Франция) и вылепленные из глины (пещеры Тюк
д’Одубер и Монтеспан) изображения бизонов, медведей, львов и лошадей. Эти скульптуры, выполненные с большим сходством, иногда даже, по-видимому, покрывались шкурами и имели не скульптурные, а приставленные настоящие головы (фигура медвежонка из пещеры Монтеспан).

Наряду с круглой скульптурой в это время исполнялись и изображения зверей в рельефе (убежища Лё Рок, Франция).

Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами мезолита, неолита и энеолита (медный век).

Наряду с охотой и рыболовством все большее значение стали приобретать земледелие и скотоводство. С этим временем связано изобретение лука и стрел, затем – глиняной посуды, а также появление новых типов и усовершенствование техники изготовления каменных орудий. Позднее наряду с господствующими каменными орудиями появляются отдельные предметы из металла (преимущественно из меди).

В это время человек овладевал все более разнообразными строительными материалами, учился возводить новые типы жилищ. Совершенствование строительного дела подготовляло сложение архитектуры как искусства.

Большие изменения в этот период произошли и в изобразительном искусстве: нарастает схематизация и, одновременно, повествовательная сложность, приводящая к попыткам передать действие, событие. Наряду с изображением животных в искусстве этого времени все более значительную роль начинает играть изображение людей в сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива древних охотников становится теперь центральной темой искусства. Новые задачи потребовали и новых форм художественного решения – более развитой композиции, сюжетного соподчинения отдельных фигур, некоторых, пока еще довольно примитивных приемов передачи пространства.

В этот период происходит развитие геометрического орнамента. (Трипольские сосуды).

Последний этап истории первобытного общества характерен возникновением первых рабовладельческих государств. Появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений – крепости.

Особенно характерны так называемые циклопические крепости, стены которых складывались из огромных грубо отесанных глыб камня.

Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки – менгиры, дольмены, кромлехи.

Дольмены – по одной из версий это гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого характера иногда находятся внутри погребальных курганов и могут иметь несколько камер.

Наиболее сложными мегалитическими постройками являются кромлехи. Примерами такого типа сооружений являются святилища Эвбери и Стонхендж в южной Англии. Истинное назначение этих сооружений определить сложно.

Менее значительными в этот период были успехи скульптуры (если можно так назвать). Чаще всего встречаются менгиры – вертикально стоящие одиночные камни – далекие предшественники позднейших памятников монументальной скульптуры. Грубо высеченные каменные статуи, крайне схематично изображающие человека, большей частью женщину, распространены во Франции, в Крыму, Южной Сибири.

Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла: украшения из золота, посуда, изделия из кости, рога, кожи и дерева.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 180 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Периодизация первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. У первобытных людей не было письменности, и архаическая эпоха не дает нам рассказов об исторических событиях. По этой причине первобытную эпоху иногда называют доисторической. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелœетиями: камни, кости, изображения на скалах и т.п. По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века:

  • каменный (от 2,5 млн. до н.э. до 4 тыс. до н.э.). Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит);
  • бронзовый (4-1 тыс. до н.э.);
  • желœезный (с середины 1 тыс. до н.э.).

Ключевое место в каменном веке занимает поздний палеолит. В первую очередь, заканчивается биологическая эволюция человека и появляется Homo sapiens (человек разумный). Во–вторых, увеличивается разнообразие каменных орудий труда, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. В-третьих, появляется экзогамия. Из брачных отношений исключаются ближайшие родственники – родители и дети, братья и сестры. Запрет инцеста означал появление общественной регуляции брака. Так появились род и протосœемья.

Долгое время люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. В эпоху неолита происходит переход архаического общества от присваивающей к производящей экономике (скотоводству и земледелию). Это изменило образ жизни людей, привело к осœедлости, к практике строительства прочных помещений. Приручив животных, человек стал пользоваться продуктами животноводства: мясом, молоком, шерстью. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей, в целом увеличению населœения и его расселœению на новые земли. Эти явления в науке называются неолитической революцией.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всœех континœентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделœены друг от друга. На этой стадии возможности всœех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных — мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами — так называемые ʼʼвенерыʼʼ, по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно в связи с этим художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, в связи с этим так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всœех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минœеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всœевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. Что же означает данный абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта͵ исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров.

1.1 Искусство первобытного общества.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в базе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться желœезные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота͵ серебра.

В связи с осœедлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды посœелœений и погребений. Посœелœения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает всœе большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, ᴛ.ᴇ. гробницы из больших камней — дольмены, менгиры и кромлехи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *