On

Основные критерии цивилизационного подхода

Posted by admin



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.

2. Особенности цивилизационного подхода истории общества

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

В_рамкахформационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгель­са), решающим фактором общественного развития, который детерминирует (составляет, образует) и соответствующий тип надстроечных элементов: государство, право. Основным классификационным критерием служит способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельчес­кий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет последовательную смену формации и соответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип — социалистическое государство. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. В современных условиях обнаружилось несовершенство формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике.

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци­ально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

3) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные (например, Китай, Египет, Индия) государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

4) не подтвердилось положение о постепенном отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен его коммунистического общественного самоуправления.

5)Формационный подход не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

На рубеже 70 – 80-х гг. XX в. среди отечественных историков, этнографов, антропологов, философов стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подходак изучению общества. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, террито-риальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры обра-зуют цивилизацию. В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки — культурные, религиоз­ные, национальные, психологические и пр. B зависимости от них следующие выделяют цивилизации: египетскую, китайскую, западную, пра­вославную и т.п.

Английский историк А. Тойнби (1889-1975), попытал-ся разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-по-литической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из ко торых утратила свое существование.. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В то же время за-слугой Тойнби является попытка сделать цивилизационный под ход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развива-ются и избирают разные пути движения к прогрессу.В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: •локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); •особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); •всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в опреде­ленных условиях;

2) ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу;

3) он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как орга низацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.

4) с позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культур-но-нравственных ценностей.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению обще-ства нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Справочно.

Долгое время в научной литературе применялась типология, делившая государства на группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации — к ка­питалистической (с рыночной экономикой), либо социалистиче­ской (с плановой экономикой). Причем в особую группу выде­лялись страны «развивающиеся» (или страны «третьего мира») бывшие ранее колониальными и зависимыми территориями и вступившие на путь независимого развития. Но с распадом системы социализма эта типология как бы устарела.

В типологии государств выделяют переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности.

В юридической литературе используются и иные классификации государств. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции.Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы обществен ных отношений. В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции госу-дарственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии госу дарственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть от несены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др

Для теократических государств характерны следующие при знаки:1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например, в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д Послания Факиха стоят выше законов, ими должны руководствоваться судебные органы.Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко.

В атеистических государствахрелигиозные организации преследуются властями. Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.В современной России общество воспринимает религию, различ-ные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возро-ждения наций

В настоящее время по типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:

— экономически развитые государства;

— менее развитые страны (по терминологии ООН «разви­вающиеся страны»);

— страны с «переходной экономикой» (постсоциалистиче­ские) и социалистические страны.

(республики бывшего СССР, страны Центральной и Восточной Европы, со­циалистические: Китай, Куба, Вьетнам и КНДР.)

Другая типология:

экономически высокоразвитые страны (США, Канада, западноевропейские страны, Япония,);

страны среднего уровня развития ( Испания, Греция, Чехия,Польша);

экономически слаборазвитые страны или по терминоло­гии ООН — «развивающиеся страны» (Чили, Иран, Ирак, Ливия).

Россия по типология относится к капиталистическим. (Капитали́зм -это тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике.)

Типология государства : формационный, цивилизационный и иные подходы.

Типология – это система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик. Классификация может проводится по разным основаниям, при этом подтипом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – не абстрактная, умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала, на выявлении объективных процессов и связей существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем (Л.А. Морозова).

Типология государств дает возможность исследовать исторический процесс развития государств и понять последовательность и закономерности перехода от одного типа государства к другому, изучить не только общие, но и частные особенности того или иного государства, спрогнозировать развитие государств.

Подходы в типологии государств: основных 2(этой позиции придерживаются :Л.А.Морозова, Т.В.Власова)

1) Формационный– в основе лежит понятие «общественно- экономическая формация», т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Данный подход присущ марксистскому учению о государстве.

Согласно данному подходу выделяется 5 типов формаций. Каждой формации, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

— первобытно- общинная

— рабовладельческая – рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного слоя, его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

— феодальная –второй исторический тип государства, экономическую основу составляет феодальная собственность на землю.

Цивилизационный подход

Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Власть в руках феодалов

— капиталистическая –появилось в результатебуржуазных революций. Экономическую основу оставляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы – буржуазия и пролетариат.

— социалистическая – государство возникло в результате социалистической революции. Экономическая основа – общественная собственность на орудия и средства производства, Частноая собственность ликвидируется.

Достоинства формационной типологии:

продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

— показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

— во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

— недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

2) Цивилизационный подход. Основоположники (А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сущность заключается в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, которые в совокупности образуют понятие «культура», а в свою очредь родственные культуры образуют цивилизацию.

У.Ростоу – классифицировал государства по стадиям экономического развития.

Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

А. Тойнби – попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве критериев он называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и др. По эти критериям он выделил более 100 самостоятельных цивилизаций. , затем сократил до двухдесятков. Он полагал,, что по типу цивилизации и можно выделить соответствующие типы государств, однако типологию по данному подходу он так и не разработал.

В юр. литературе отсутствует типология по цивилизационному подходу, однако выделяют этапы цивилизации:

— локальные цивилизации (шумерская, эгейская и др.)

особенные цивилизации ( китайская, исламская, западноевропейская, восточноевропейская и др)

— всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, основанная на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Кроме того выделяют :

а) социокультурное направление цивилизационной типологии:

— первичные цивилизации– играют ключевую роль в развитии социально- экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное функционирование общества (древнеегипетская, шумерская, японская и др)

— вторичные цивилизации– не составляют экономического базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно- религиозным комплексом (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др)

б) универсалистский вид цивилизационной типологии ( суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. Данный вид различает 2 основные цивилизации:

— традиционалистскую (аграрную) –характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную (государства: Др. Египет, Китаю, Др. Индия, Вавилон, средневековые Запад и Восток)

— техногенную –непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения.

Достоинства цивилизационной типологии:

— определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

— в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

— недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

— выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В типологии государств выделяют государства переходного периода. Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Его можно назвать самостоятельным по следующим критериям:

— переходное состояние занимает длительны период

— перех состояние предполагает не только смену власти, формы государства, но и изменение ценностей общества, связей, отношений и др.

— перех. государство — явление конкретно-историческое, обладающее национально – культурной ориентированностью и отражает накопленные конкретным народом духовные ценности.

Данный тип моет быть виделен как в формационном, так и в цивилизационном подходах

В литературе выделяют и иные классификации. Так например, классификация по отношению к религии:

— светские –государство не контролирует отношение своих граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает ни одной из кнфессий помощи, религиозные организации не выполняют юридических функций по просьбе государства. (Россия, Германия, государства СНГ и др.)

-клерикальные– государства, где та или иная религия имеет статус государственной, церковь получает от государства помощь, церковь вправе учавствовать в политической жизни страны, церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, церковь осуществляет контроль в области образования и др. ( Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Япони)

-теократические– государственная власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют источник законодательства, глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия)

-атеистичские– религиозные организации и преследуются властями, церковь лишена собственности, религиозные организации запрещены либо находятся под жестким контролем, священнослужители и верующие репрессируются, свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма ( Албания 1976г.)

Читайте также:

Типология общества. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называются доцивилизационными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникшее стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически.

Помимо рассмотренных социологи выделяют еще ряд других типов общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.д. Однако наибольший интерес социологов вызывает различение обществ по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трех стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).

Формационная модель всемирной истории разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии, по марксистской терминологии – формации, движется к другой, более высокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация – это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.

Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные (экономические) отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества, т.е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихся экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие стремятся к решительным преобразованиям. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция. Ее победой и знаменуется переход к новой, коммунистической формации. Ключевые критерии формационной системы марксистов – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, или типов общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое (на первой фазе – социалистическое) – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, в меру сил и охотно трудятся и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу, демократию и высокий уровень благосостояния. Однако реальный опыт развития обществ в XX в., когда капитализм и социализм оказались конкурирующими современниками, подобные выводы не подтвердил.

Формационный подход, еще недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты "укладываются" в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, а также общества восточного типа. Теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху. При этом гибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития.

Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления. Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития многие считают утопичными.

Критикуя марксистскую теорию формации, ряд исследователей тем не менее поддерживают саму идею выделения стадий в мировом историческим процессе.

Теория трех стадий выдвинута на рубеже 1950-60-х гг. такими западными социологами, как американцы Д. Белл и У. Ростоу, француз Р. Арон и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технология и организация производства, роль науки и знаний в жизни людей и т.д.). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества: 1) доиндустриальное, или аграрное, традиционное (преимущественно с добывающей экономикой); 2) индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности) и 3) постиндустриальное, в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии.

10 тысяч лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила начало цивилизационному этапу человеческой истории. Таким образом, первой стадией мировой цивилизации стало аграрное, или традиционное общество. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Ее результатом явилось превращение аграрного общества в индустриальное.

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств

И вновь существенно изменился образ жизни людей. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений, которая не менее глубока, чем промышленная революция, но протекает значительно быстрее. Мир вступает в постиндустриальное информационное общество.

Наиболее продолжительной в человеческой истории была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками. Позднее же историческое время как бы сжимается, особенно в XX в., когда на протяжении жизни даже одного поколения людей техника и технологии обновляются многократно. Среди причин этого рост численности мирового населения, его образованности и активности; накопление человечеством научных знаний и широкий обмен ими; бурное развитие международного сотрудничества; научно-технический прогресс, рост производительности труда и т.д.

Вопросы и задания

1. Как соотносятся понятия "цивилизация" и "культура"?

2. Объясните термин "типология". Назовите известные вам типологии общества.

3. Кем разработана формационная модель всемирной истории? Дайте определение общественно-экономической формации.

4. Почему формационный подход к анализу общества сегодня воспринимается многими критически?

5. Что представляет собой теория трех стадий?

6. Для традиционного общества характерно (-а):

А) ценность человеческой личности;

Б) динамичное развитие;

В) высокая роль религии;

Г) индустриальное производство.

7. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных вол развития общества?

8. Что такое цивилизация?

9. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль:

А) добывающей промышленности;

Б) обрабатывающей промышленности;

В) сельского хозяйства;

Г) информации и информационных технологий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *