On

Надежность выводов при проведении педагогических исследований

Posted by admin

1. Среди методов педагогического исследования можно выделить группы методов …

Перейти к вопросу

2. Использование ___________ методов управления предполагает участие коллектива в распоряжении материальными фондами, полученным доходом; использование материального стимулирования.

Перейти к вопросу

3. Участие коллектива в распоряжении материальными фондами, полученным доходом; использование материального стимулирования предполагает использование __________ методов управления.

Перейти к вопросу

4. Одним из теоретических методов историко-педагогического исследования является …

Перейти к вопросу

Методы педагогического исследования и их классификация

Характеристика педагогических методов исследования

Теоретические методы исследования – необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. К ним относятся:абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; операции с понятиями, прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.

Дадим характеристику некоторым методам этой группы.

Сущность метода абстрагирования состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов.

Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части. Синтез – метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве взаимодействуют между собой. Подчеркнём, что анализ и синтез применяется на стадии лишь поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.

Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы. Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как: составление библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое изложение основного содержания работы; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Эмпирические методы служат сбору данных и фиксированию научных фактов. К эмпирическим методам исследования относятся: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, педагогический консилиум; экспертные оценки, индексирование, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и др.

Дадим характеристику некоторым методам этой группы.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные его отличия: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Однако наблюдение не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Этот метод тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также «архивным».

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится множество объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи изучаемых явлений.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества позволяет увидеть индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана и строгого его соблюдения, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль.

Эксперименты классифицируют по разным признакам: направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

В зависимости от преследуемой цели, различают эксперименты:

1) констатирующие, при которых изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочные, уточняющие, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательные, преобразующие, формирующие, в ходе которых конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественные и лабораторные педагогические эксперименты. Первые представляют собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Эксперимент, проводимый в специально созданных исследовательских условиях называется лабораторным.

Педагогическое тестирование. Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, испытание». Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое (обычно 5—10) количество вопросов. В практике применяется много разновидностей тестовых заданий, например, на определение соответствия или последовательности, на умение выявить, распознать, найти определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т. д.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекает возможностью быстрых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сегодня в педагогических исследованиях применяют различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные; полные и урезанные; пропедевтические, контрольные и т. д.

Метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод) позволяет анализировать внутриколлективные отношения, позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Полученные данные представляются в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм.

Методы количественной и качественной обработки данныхиспользуютсядля обработки результатов наблюдений и экспериментов, для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, величину этого качества. Качество традиционно раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.К методам данной группы относятся:

регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.);

шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность. Известны четыре основных градации измерительных шкал: шкалы наименований (или номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.

Вопросы и задания

1. Сущность методологии педагогической науки.

2. Охарактеризовать теоретические методы исследования.

3. Охарактеризовать практические методы исследования.

4. Охарактеризовать методы количественной и качественной обработки данных исследования.

5. Назовите основные составляющие методологической культуры педагога.

2. Методологические принципы педагогического исследования

Поиск Лекций

D) педагогическим консилиумом

6. Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

A) наблюдением

b) беседой

c) анализом

d) моделированием

7. Выявление причинно-следственных связей в педагогических процессах и явлениях реализуется через…

a) шкалирование

B) эксперимент

c) беседу

d) анкетирование

8. Метод исследования, основанный на переходе от частных суждений к общему выводу, называется…

a) наблюдением

B) индуктивным

c) регистрацией

d) ранжированием

9. Надежность выводов при проведении педагогических исследований существенно повышается благодаря использованию ____________ методов.

a) эмпирических

B) математических

c) опросных

d) теоретических

10. Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется…

a) теоретическим

b) эмпирическим

C) историческим

d) сравнительным

11. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью метода…

a) конкретизации

B) обобщения

c) моделирования

d) абстрагирования

12. К методам сбора и накопления данных в педагогике относится…

a) эксперимент, моделирование, опытное обучение

b) шкалирование, рейтинг, педагогический консилиум

c) анализ, синтез, абстрагирование

D) наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование

13. Наблюдение учителя за поведением ученика на уроке может быть охарактеризовано как…

a) опосредованное, лабораторное, формализованное

b) прямое, невключенное, формализованное

c) невключенное, лабораторное, формализованное

D) непосредственное, включенное, неформализованное

14. Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

a) эксперимента

b) наблюдения

c) беседы

D) обобщения независимых характеристик

15. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

A) социометрии

b) изучения документов

c) наблюдения

d) беседы

Методы и формы организации учебной деятельности

1. Классно-урочная система обучения была научно обоснована…

a) К.Д.

Ушинским

B) Я.-А. Коменским

c) В. Ратке

d) И.Ф. Гербартом

2. Наиболее экономичным способом передачи учебной информации, при котором материал излагается концентрировано и логично, является…

A) лекция

b) урок ознакомления учащихся с новым учебным материалом

c) консультация

d) семинар

3. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется…

A) семинаром

b) беседой

c) проблемной лекцией

d) уроком повторения и обобщения

4. К словесным методам обучения относится:

a) упражнение, объяснение, рассказ, лекция

B) беседа, рассказ, лекция, объяснение

c) дискуссия, иллюстрация, конспектирование, демонстрация

d) беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение

5. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…

A) лабораторной работой

b) упражнением

c) практической работой

d) экспериментом

6. Задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала, называется…

A) тестом

b) контрольной работой

c) диктантом

d) практической работой

7. Специфика осуществления проверки знаний при модульном обучении состоит в…

a) выполнении творческих заданий

b) использовании тестирования

c) использовании только письменного опроса

D) рейтинговом контроле

8. Изложение лекционного материала в форме диалога двух преподавателей называется…

a) лекцией-консультацией

B) бинарной лекцией

c) проблемной лекцией

d) лекцией-конференцией

9. Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

a) лекции

b) факультативу

C) семинару

d) уроку

10. Форма обучения, предусматривающая углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся, называется…

A) факультативом

b) лабораторной работой

c) предметным кружком

d) семинаром

11. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью…

a) предметного кружка

B) производственной практики

c) факультатива

d) лабораторной работы

12. Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

a) тестированием

b) курсовым проектированием

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Методы исследования – это способы познания объективной действительности, с помощью которых наука добывает информацию о предмете, анализирует и обрабатывает данные. Педагогические исследования должны быть:
• спланированы и организованы;
• не приносить вреда здоровью;
• не противоречить нравственным нормам;
• выводы формулируются в обобщенной форме;
• конечная цель: установление закономерности.
Для педагогических исследований применяются разнообразные методы. Можно говорить о системе методов педагогических исследований. Эта система представляет собой совокупность, которая условно подразделяется на всеобщую и специальную группы.
Всеобщая группа методов включает в себя исторические, логические и философские методы.
Специальная группа методов – это наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документации, эксперимент, изучение опыта и др.
Наблюдение специально организованное восприятие исследуемого объекта (процесса) в естественных условиях. Наблюдение планируется, результаты фиксируются, данные обрабатываются. Наблюдение должно быть длительным, разносторонним и объективным. Этот метод доступен и распространен, но он не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений.
Опрос. В основе метода лежит процесс получения информации о сторонах или явлениях педагогической практики. К разновидностям опроса относятся беседы и интервью.
Беседа – это возможность проникнуть по внутренний мир, выявить причины поступков, взгляды, мотивы, установки. Сложность методы заключается в умении вести беседу, задавать вопросы, слушать собеседника.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт). Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса, в точно учитываемых условиях. Этапы педагогического эксперимента: постановка научной гипотезы, планирование, организация и проведение, анализ данных и вывод (интерпретация полученных результатов). Основные виды эксперимента:
• естественный эксперимент – проводится без нарушения типичного режима, так например, проверяются новые учебники, программы, учебный планы.
• лабораторный эксперимент – является более строгой формой научного исследования (в педагогике применяется редко).

Изучение документации и анализ продуктов деятельности учащихся – документации учебно-воспитательного процесса (учебные и воспитательные программы, учебные планы, отчеты, доклады и пр.) и творческих работ учащихся (домашние и классные работы, сочинения и пр.). Это позволяет установить причинно-следственные связи, а также индивидуальные особенности учащихся, уровень их развития, интересы и мотивы деятельности.

Изучение передового педагогического опыта представляет собой анализ и обобщение нестандартных, творческих систем и методик отдельных педагогов и целых педагогических коллективов.

D) педагогическим консилиумом

Целью этого метода является также внедрение лучшего в новаторском педагогическом опыте в повседневную практику педагогов.
Анкетирование – метод. С помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью специально разработанных опросников (содержащих письменные вопросы) для массового сбора материала. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутриколлективных отношений.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерить изучаемые характеристики педагогического процесса (тесты успеваемости, элементарных умений, диагностика уровня обученности и т.п.)
Моделирование – мысленное представление или материально воплощенные системы, адекватно отображающие предмет исследования и способные его замещать таким образом, что изучение модели позволяет раскрыть новые знания об объекте.

Применяется в теории и практике обучения для управления познавательной деятельностью обучаемых, оптимизации структуры учебного материла, улучшения планирования и т.д.
Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки и осмысления полученных данных, их анализа для определенных выводов и фактов.

Сравнительный метод в педагогике. Рассмотрение научного аппарата зарубежных компаративных педагогических исследований. Описание эволюции методологических основ зарубежной сравнительной педагогики в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Современные педагогические технологии воспитательной работы с младшими школьниками

    Проблема педагогической технологии в исторической ретроспективе. Понятие "педагогическая технология" в зарубежной и отечественной литературе. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову). Анализ педагогических технологий.

    курсовая работа [65,9K], добавлен 28.01.2011

  • Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке

    Рассмотрение понятия и исторического аспекта развития самообразования в зарубежной педагогической литературе.

    3. Методы педагогического исследования

    Ознакомление с основными принципами системы непрерывного образования. Возможности применения иностранного опыта в отечественной практике.

    курсовая работа [39,7 K], добавлен 27.09.2010

  • Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность

    Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии, структура личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений. Значение воспитания как предмета педагогики. Система понятий и теорий педагогики.

    контрольная работа [22,2 K], добавлен 25.01.2010

  • Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

    Общефилософское направление научного познания в основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. Расширение и обогащение понятийно-категориального аппарата современной педагогики.

    реферат [42,2 K], добавлен 16.12.2014

  • Становление педагогики как науки

    История педагогики. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой. Методологические основы педагогической науки. Методология педагогики.

    курсовая работа [39,3 K], добавлен 14.02.2007

  • Методологические основы педагогики

    Понятие методологии и ее сущность. Методы педагогических исследований. Гуманистическая модель педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Ключевые вопросы методологии и методов методологического исследования.

    курсовая работа [23,5 K], добавлен 05.12.2002

  • Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

    Изучение истории жизни и научной деятельности Вильгельма Августа Лая. Рассмотрение основных педагогических идей ученого. Деятельность как основной принцип теории "Школы действия". Исследование особенностей восприятия трудов В. Лая в "советское" время.

    курсовая работа [143,1 K], добавлен 26.06.2014

  • Предмет, задачи, функции сравнительной педагогики

    Понятие сравнительной педагогики. Систематизация, анализ данных о развитии системы образования в странах. Разработка научно обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования. Определение приоритетных направлений образовательной политики.

    презентация [1,9 M], добавлен 02.06.2016

  • Методы педагогических исследований

    Методы педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, установление закономерности. Педагогические методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

    контрольная работа [22,9 K], добавлен 20.03.2009

  • Методы исследования в педагогике

    Сущность и методология исследований педагогической деятельности. Анализ изучения педагогического процесса. Характеристика и особенности традиционно-педагогических и количественных методов изучения педагогической действительности и коллективных явлений.

    реферат [21,6 K], добавлен 04.03.2010

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *