On

Мажоритарно пропорциональная избирательная система

Posted by admin

Поиск Лекций

Основные особенности мажоритарной и избирательной пропорциональных систем

Мажоритарная (отфранцузского majorite — большинство) избира­тельная система — это избрание депутатов по территориальным из­бирательным округам, на которые разбивается территория соответст­венно государства, территориальной единицы. Если в одном избира­тельном округе избирается один депутат, это будет одномандатный (если использовать иностранные слова — униноминальный) округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный (би­номинальный) округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный (полиноминальный) округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат вы­двигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвиже­ние политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен на­брать больше голосов избирателей, чем его соперники.

50% + 1 это мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Когда победителю достаточно не менее половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это мажоритарная из­бирательная система простого большинства.

Если для победы необходимо определенное число голосов, это мажоритарная избирательная система квалифицированного боль­шинства.

Когда же для победы достаточно набрать больше голосов, чем на­брали соперники (т.е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовав­ших избирателей, это мажоритарная избирательная система относи­тельного большинства. В ряде стран, в том числе и в России, избирате­лям дается возможность проголосовать против всех кандидатов, включенных в избирательный бюллетень. Тогда победителем на вы­борах будет кандидат, который не только обошел соперников, но и набрал больше голосов, чем число голосов, поданное против всех кандидатов по округу.

Голосование по мажоритарной избирательной системе может про­водиться в один или в два тура. Если законодательство установило планку голосов, которую должен превзойти победитель, и он пере­шагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином слу­чае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре, а победителем может считаться тот, кто наберет во втором туре больше голосов (при этом либо не меньше оп­ределенного числа голосов, либо просто больше соперника).

Пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз толь­ко партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов еди­ным избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, полу­чает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голо­сов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских манда­тов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. За­тем число голосов, полученных каждым списком, делится на избира­тельное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределе­нии мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участ­вовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (при выборах в Государственную Думу- этот порог «плавающий», т е постоянно меняется. 5-7-5%) — т.е. за них подан определенный мини­мум голосов избирателей.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы ( сейчас пропорциональная) и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъ­ектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорцио­нальную избирательные системы на выборах законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, причем к распределению ман­датов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получив­ших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательное законодательство субъектов РФ также вводит процентные барьеры сбора партиями голосов избирателей, при достижении которых они допускаются к распределению депутат­ских мандатов. До недавнего времени этот барьер составлял 5—10%. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (в ред. 2005 г.) разре­шил планку не более 7%.

Что касается муниципальных выборов, здесь также допускается использование обеих избирательных систем, но жесткого требования применять выборы по спискам Закон не устанавливает.

Для Государственной Думы с первых выборов 1993 г. и до послед­него времени применялся принцип сочетания мажоритарной и про­порциональной избирательных систем.

Половина (225) депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным избирательным округам (один округодин депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на округ. Эта норма представительства устанавливалась путем деления общего числа зарегистрированных в России избирателей (ориентиро­вочно 108 млн) на общее число избирательных округов, т.е. на 225. Да­лее число избирателей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, делилось на эту единую норму представительства, и становилось очевидно, сколько избирательных округов будет на территории этого субъекта РФ. Если в субъекте РФ число избирателей было меньше единой нормы представительства, данный субъект все равно являлся избирательным округом, где избирался один депутат Государствен­ной Думы.

В одномандатном округе выдвигались кандидаты в депутаты Госу­дарственной Думы, избиратели голосовали за конкретных лиц. Побеждал тот кандидат, которые получил больше голосов, чем его со­перники, и больше, чем число голосов, поданное против всех канди­датов. Таким образом, в этой части на выборах в Думу применялась избирательная система относительного большинства.

Другая половина (т.е. тоже 225) депутатов Государственной Думы избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом. Политиче­ские партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосовали за эти списки, а не за конкретных лиц, ориентируясь на свои симпатии к соответствующим партиям, движениям или к их лидерам. Те из партий, движений, кото­рые получили 5% и более голосов избирателей, пришедших на выбо­ры, получали депутатские мандаты в Думе пропорционально числу по­лученных голосов; внутри списка в первую очередь мандаты получали те кандидаты, которые стояли в верхней его части. Эта модель выбо­ров была впервые опробована в 1993 г.

В последующие годы имели место нарекания преимущественно на пропорциональную систему, поскольку 5%-ный барьер преодолевали немногие политические общественные объединения. А те, которые получали места в Государственной Думе, образовывали фракции и де­путатские группы, оппозиционно настроенные к Президенту РФ. Проигравшие партии и движения требовали отказаться от пропор­циональной системы или существенно снизить барьер прохождения в Думу. Нарекания на пропорциональную систему высказывали и ре­гиональные элиты, поскольку при выборах по округам они могли бы больше влиять на результаты и способствовать победе тех кандидатов, через которых затем легче было бы рассчитывать на усиление учета своих интересов в Государственной Думе.

В связи с выборами 1999 г. первый Президент РФ выступил еще с более радикальным предложением — вообще отказаться от пропор­циональной системы и избирать всех 450 депутатов Государственной Думы только по округам. Однако оно не прошло.

Активными сторонниками отказа от выборов по округам в пользу только пропорциональной избирательной системы являлись и оста­ются партии, у которых на выборах по округам не было успеха: по ок­ругам побеждали лишь считанные единицы представителей этих пар­тий — ЛДПР, в прежнем созыве Государственной Думы — «Яблоко», «Союз правых сил» (СПС). Партия, имеющая большинство в Государ­ственной Думе, «Единая Россия* активно не выступала за какую-то систему. И тем не менее Президент В.В. Путин, которого данная пар­тия безоговорочно поддерживает, в 2004 г. выступил с идеей введения выборов только по пропорциональной системе. Причем к тому вре­мени в законодательстве уже было закреплено, что в выборах участву­ют лишь политические партии и не допускается привлечение — хотя бы в блоках с ними — иных общественных объединений. Предложе­ние Президента было воплощено в Федеральном законе о выборах де­путатов Государственной Думы 2005 г., и теперь эти выборы стали не только пропорциональными, но и сугубо партийными, поскольку проводятся по спискам кандидатов в депутаты, выдвигаемым полити­ческими партиями. Вероятно, данный вариант выборов в Государст­венную Думу привлекателен тем, что все равно гарантирует большин­ство ныне лидирующей партии, освобождает от изнурительных пред­выборных баталий, неизбежных при выборах по округам, и дает опре­деленную, но безопасную оппозицию в нижней палате парламента.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности

Под избирательной системойобычно понимают поря док определения результатов выборов, позволяющий вы явить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в ка­честве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала ма­жоритарная,в основе которой лежит принцип большинства’. избранными считаются такие кандидаты, которые получи­ли установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от кото­рых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия изби­рателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсаль­на, та*с как дает возможность учитывать и партийные инте­ресы, и интересы избирателей, не входящих в обществен­ные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организа­ций, Предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, вы­деляет следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства(действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голо­сов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действи­тельных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи Один из главных недостатков системы — нерезульта­тивность итогов голосования, когда ни один из кандида­тов не набирает необходимого количества голосов. В та­ких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для побе­ды во втором туре кандидату достаточно получить относи­тельное большинство.

Самым распространенным является повторное голосо­вание, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В не­которых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязатель­ной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритар­ной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный ре­альным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинст­ва представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных рас­ходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использо­вании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса мень­шинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажори­тарная система относительного большинства,при которой избранным считается тот кандидат, который получил боль­ше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на вы­борах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового коли­чества голосов создается ситуация, когда невозможно оп­ределить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства ис­следователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределя­ются между ними.

Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов бо­лее двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение при­обретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не уста­навливается порог явки избирателей, считается, что не при­шедшие на выборы избиратели согласны с мнением боль­шинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства,при которой избран­ным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает боль­шинство абсолютное. Применяется эта система в основ­ном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избира­телей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы являет­ся пропорциональная система.В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объе­динений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритар­ной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой систе­мы является то, что она способствует адекватному отраже­нию парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и сти­мулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие пря­мой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные сто­роны и по возможности исключить недостатки мажори­тарной и пропорциональной избирательных систем, назы­вается смешанной.На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голо­са. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а вто­рой — за партийный список. Половина депутатов бундеста­га избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответст­вии с количеством голосов, отданных за списки, составлен­ные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение оп­ределенного минимума голосов избирателей. В Дании, на­пример, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партия­ми, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределе­нию депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действи­тельными голосов или победила не менее чем в трех одно­мандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обяза­тельном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1625;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности

Под избирательной системойобычно понимают поря док определения результатов выборов, позволяющий вы явить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в ка­честве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала ма­жоритарная,в основе которой лежит принцип большинства’. избранными считаются такие кандидаты, которые получи­ли установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от кото­рых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия изби­рателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсаль­на, та*с как дает возможность учитывать и партийные инте­ресы, и интересы избирателей, не входящих в обществен­ные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организа­ций, Предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, вы­деляет следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства(действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голо­сов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действи­тельных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи Один из главных недостатков системы — нерезульта­тивность итогов голосования, когда ни один из кандида­тов не набирает необходимого количества голосов. В та­ких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для побе­ды во втором туре кандидату достаточно получить относи­тельное большинство.

Самым распространенным является повторное голосо­вание, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В не­которых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязатель­ной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритар­ной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный ре­альным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинст­ва представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных рас­ходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использо­вании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса мень­шинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажори­тарная система относительного большинства,при которой избранным считается тот кандидат, который получил боль­ше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на вы­борах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового коли­чества голосов создается ситуация, когда невозможно оп­ределить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства ис­следователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределя­ются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов бо­лее двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение при­обретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не уста­навливается порог явки избирателей, считается, что не при­шедшие на выборы избиратели согласны с мнением боль­шинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства,при которой избран­ным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает боль­шинство абсолютное. Применяется эта система в основ­ном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избира­телей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы являет­ся пропорциональная система.В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объе­динений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритар­ной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой систе­мы является то, что она способствует адекватному отраже­нию парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и сти­мулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие пря­мой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные сто­роны и по возможности исключить недостатки мажори­тарной и пропорциональной избирательных систем, назы­вается смешанной.На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии.

Каждый избиратель имеет два голо­са. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а вто­рой — за партийный список. Половина депутатов бундеста­га избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответст­вии с количеством голосов, отданных за списки, составлен­ные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение оп­ределенного минимума голосов избирателей. В Дании, на­пример, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партия­ми, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределе­нию депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действи­тельными голосов или победила не менее чем в трех одно­мандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обяза­тельном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1624;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Мажоритарная избирательная система

избирательна система, основанная на принципе большинства, когда избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Оцените определение:

Мажоритарная избирательная система

порядок определения результатов голосования в избирательном праве, означает, что избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. В некоторых странах установлена мажоритарная система голосования с двумя турами, ко второму туру допускаются два кандидата набравшие большинство голосов.

Оцените определение:

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

фр. majorite — большинство) — разновидность избирательной системы, предполагающая избрание кандидата (партии, блока), получившего на выборах большинство голосов избирателей. К основным видам мажоритарной системы относят систему относительного (избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к остальным кандидатам), абсолютного (избранным считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей) и квалифицированного (избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей, превышающее абсолютное) большинства.

Оцените определение:

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

фр. ma oritaire ma orite большинство лат. ma or больший) — порядок определения результатов голосования, при котором избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Различают М.и.с. абсолютного большинства, М.и.с. относительного большинства и М.и.с. квалифицированного большинства (применяется редко).

При М.и.с. абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% + 1 голос и более). Такая система существует, напр., в Австралии.

Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют системой первого пришедшего к финишу. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.

При М.и.с. квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов — 2/3, 3/4 и т.д.

Обычно при М.и.с. в каждом избирательном округе должен быть избран один депутат (одноименная, или униноминальная система), однако иногда (напр., во Франции) применяется система списков (полиноминальная система).

К числу положительных свойств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Основные недостатки мажоритарной системы: значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти; партия, получившая на выборах, меньше голосов, чем все ее соперники, может

оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).

Т.о., мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

В РФ на выборах в декабре 1995 г. по М.и.с. относительного большинства избраны Совет Федерации и половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Оцените определение:

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

фр. majoritaire от majorite — большинство) — процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (более 50 %). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Это мажоритарная система относительного большинства, при которой кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства.

Мажоритарная система кажется простой, понятной, распространимой, применяемой во многих странах мира. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте. Однако она не лишена недостатков. При ней действует принцип "победитель получает все", то есть один мандат в одном округе. При этой системе результаты выборов отражают только те голоса, которые поданы за победителей, а остальные голоса не учитываются. Победитель может получить 30% голосов от числа зарегистрированных избирателей, а остальные 5 кандидатов 50 % при 20% избирателей, не явившихся на выборы. Таким образом, воля 70% избирателей округа остается неучтенной.

Мажоритарная система также может обеспечивать косвенное национальное представительство, при котором если в одном округе победил коммунист, а в другом — либерал, то сторонники коммунистических идей из второго округа имеют в качестве представителя своих интересов победителя из первого округа, то есть разрывается единство идеологического поля кандидата и его электората.

К очевидным недостаткам мажоритарной системы следует отнести тот факт что не все социальные слои общества могут быть представлены в выборных органах, поскольку их кандидаты не набрали большинства голосов, т.е. меньшинство оказывается вне органа власти, и оно может быть значительным. Иными словами эта система часто не отражает соотношения социально-политических сил в стране. Она дорога, так как часто приходится проводить второй тур голосования, поскольку первый не выявил победителя.

Оцените определение:

Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности

Под избирательной системойобычно понимают поря док определения результатов выборов, позволяющий вы явить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в ка­честве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала ма­жоритарная,в основе которой лежит принцип большинства’. избранными считаются такие кандидаты, которые получи­ли установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от кото­рых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия изби­рателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсаль­на, та*с как дает возможность учитывать и партийные инте­ресы, и интересы избирателей, не входящих в обществен­ные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организа­ций, Предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, вы­деляет следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства(действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голо­сов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действи­тельных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи Один из главных недостатков системы — нерезульта­тивность итогов голосования, когда ни один из кандида­тов не набирает необходимого количества голосов. В та­ких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для побе­ды во втором туре кандидату достаточно получить относи­тельное большинство.

Самым распространенным является повторное голосо­вание, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В не­которых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязатель­ной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже — 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритар­ной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный ре­альным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинст­ва представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных рас­ходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использо­вании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса мень­шинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажори­тарная система относительного большинства,при которой избранным считается тот кандидат, который получил боль­ше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на вы­борах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового коли­чества голосов создается ситуация, когда невозможно оп­ределить победителя.

Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства ис­следователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределя­ются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов бо­лее двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение при­обретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не уста­навливается порог явки избирателей, считается, что не при­шедшие на выборы избиратели согласны с мнением боль­шинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства,при которой избран­ным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает боль­шинство абсолютное. Применяется эта система в основ­ном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995—2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избира­телей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы являет­ся пропорциональная система.В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объе­динений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритар­ной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой систе­мы является то, что она способствует адекватному отраже­нию парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и сти­мулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие пря­мой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные сто­роны и по возможности исключить недостатки мажори­тарной и пропорциональной избирательных систем, назы­вается смешанной.На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голо­са. Один голос он отдает за конкретного кандидата, а вто­рой — за партийный список. Половина депутатов бундеста­га избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответст­вии с количеством голосов, отданных за списки, составлен­ные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение оп­ределенного минимума голосов избирателей. В Дании, на­пример, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партия­ми, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределе­нию депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действи­тельными голосов или победила не менее чем в трех одно­мандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обяза­тельном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1623;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений

2. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа

4) тайная подача голосов избирателей во время голосования

3. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется:

1) социологическим опросом
2) рейтингом
3) референдумом
4) электоратом

4. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

3) Избиратели голосуют, прежде всего, за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

5. Что характерно для избирательной системы демократического типа?

1) кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками

2) кандидаты не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов

3) кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом

4) избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

6. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Одна половина состава парламента страны Д. избирается по мажоритарной системе, другая половина — по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.

7. Избирательную систему демократического типа отличает

1) открытое голосование на выборах
2) предоставление дополнительных голосов наиболее активным гражданам
3) наличие альтернативных кандидатов
4) выдвижение на выборах одного наиболее достойного кандидата

8. Отличительным признаком мажоритарной избирательной системы является

1) выдвижение кандидатов списками от партий
2) формирование единого общенационального избирательного округа
3) возможность проведения второго тура голосования
4) установление избирательного порога (% голосов избирателей), необходимого для прохождения своих кандидатов в парламент

9. В стране прошли выборы депутатов законодательного собрания. Было избрано 450 депутатов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что выборы проходили по смешанной избирательной системе?

1) избирательные права имеют все граждане, достигшие 18-ти летнего возраста
2) голосование проводится на избирательных участках по месту жительства
3) в день голосования было запрещено проводить предвыборную агитацию
4) половина депутатов избиралась по одномандатным округам, половина – по партийным спискам

10. Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство

2) граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании

3) гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах

4) голоса граждан разных социальных групп не равны между собой

11. . Верны ли следующие суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А. Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

Б.

В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения.

Б. Инициатива референдума может исходить только от главы государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Что является обязательным требованием для избирательной системы в демократическом обществе? Выпишите соответствующие цифры в порядке возрастания.

1) имущественный ценз

2) безальтернативность выборов

3) ценз гражданства

4) открытое голосование с информацией о кандидате

5) равенство голосов граждан

14. Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

признаки типы избирательных систем
1) для проведения выборов создается единый общефедеральный округ А) мажоритарная
2) для прохождения политических партий в парламент устанавливается избирательный порог, определенное количество голосов избирателей Б) пропорциональная
3) голосование проводится по одномандатным округам    
4) победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов    

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

       

Ответы:

Вари ант 1

1-4
2-3
3-4
4-2
5-2
6-3
7-1
8-2
9-1
10-1
11-1
12-2
13-1,4,5
14-1-а,2-б,3-б, 4-а

Вари ант 2

13-3,4,5

14-1-б, 2-б, 3-а, 4-а

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *