On

Когнитивная теория научения кратко

Posted by admin

Бандура говорит о взаимной связи между поведением, субъективными и средовыми переменными. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Такое научениеизбавляет личность от ненужных ошибок и затрат времени на выработку адекватных стратегий поведения. Научение через наблюдение не является постоянным или автоматическим. На научение влияют многочисленные факторы: возраст модели, компетентность. Подкрепление играет важную роль в определении того, будет ли освоенное поведение возникать. Научение происходит тогда, когда есть 2 вида подкреплений:

1) косвенное – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его можно имитировать

2) самоподкрепление – личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать.

Ведущая роль в научении и организации поведения отводится способности к саморегуляции, состоящей из 3х компонентов:самонаблюдение, самооценка и самоответ. Люди регулируют своё поведение при помощи наглядного представления его последствий. Позитивная самооценка приводит к поощряемому типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Т.о. образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием процессов самоконтроля.

Самоэффективность подразумевает осознание способности справляться со сложными ситуациями. Личности, считающие себя не способными справляться с траблами уделяют чрезмерное внимание своим недостаткам, занимаются самобичиванием. Личность осознающая себя эффективной мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивает позитивные ориентиры для организации поведения.

Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы не ограничиваются связью S-R. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Фундаментальным законом научения: овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное место между стимулом и реакцией. Связь S-R носит механистический характер, а познание играет активную посредническую роль. Получается: S — познавательная д-ть — R. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт», т.е. умственных образов, ожиданий.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Бандура говорит о взаимной связи между поведением, субъективными и средовыми переменными. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Такое научениеизбавляет личность от ненужных ошибок и затрат времени на выработку адекватных стратегий поведения. Научение через наблюдение не является постоянным или автоматическим. На научение влияют многочисленные факторы: возраст модели, компетентность. Подкрепление играет важную роль в определении того, будет ли освоенное поведение возникать. Научение происходит тогда, когда есть 2 вида подкреплений:

1) косвенное – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его можно имитировать

2) самоподкрепление – личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать.

Ведущая роль в научении и организации поведения отводится способности к саморегуляции, состоящей из 3х компонентов:самонаблюдение, самооценка и самоответ. Люди регулируют своё поведение при помощи наглядного представления его последствий. Позитивная самооценка приводит к поощряемому типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Т.о. образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием процессов самоконтроля.

Самоэффективность подразумевает осознание способности справляться со сложными ситуациями. Личности, считающие себя не способными справляться с траблами уделяют чрезмерное внимание своим недостаткам, занимаются самобичиванием. Личность осознающая себя эффективной мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивает позитивные ориентиры для организации поведения.

Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы не ограничиваются связью S-R. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Фундаментальным законом научения: овладение «знаком-гештальтом», т.е.

Содержание

Когнитивные теории научения

когнитивным представлением, занимающим промежуточное место между стимулом и реакцией. Связь S-R носит механистический характер, а познание играет активную посредническую роль. Получается: S — познавательная д-ть — R. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт», т.е. умственных образов, ожиданий.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Когнитивные теории обучения

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Когнитивные теории занимаются исследованием того, как принимается решение потребителями, изу­чают мыслительные процессы и мотивация.

Рис. 1.32. Три формы инструментальной обусловленности

Раздел 1

Поведение покупателей на потребительском рынке

         
   
 
   
 
 

Когнитивная теория образовалась на стыке таких наук, как психология, психолингвистика, психобио­логия, кибернетика, антропология и философия. Ос­новные усилия сконцентрированы на том, как чело­век думает и как обучается. Человек рассматривается не в контексте поведения животного мира, а с точки зрения механизмов мышления человека.

Выделяют три основные взаимосвязанные, неразде­лимые составляющие мышления человека.

1. Предметно-действенное мышление. Данная со­
ставляющая отвечает за ситуационное поведение че­
ловека, поведение, обусловленное выработанными на­
выками, стереотипами, приобретенным опытом.

2.

Наглядно-образное мышление. Отвечает за спо­
собность человека оперировать различными образами,
выделять в этих образах определенные составляющие,
видеть предмет как в целом, так и по частям.

3. Логическое или вербально-логическое. Отвечает за
способность человека мыслить абстрактно, в соответ­
ствии с логическими законами, оперировать абстракт­
ными образами.

Считается, что у человека левое полушарие голов­ного мозга отвечает за логическое, абстрактное мыш­ление, а правое — за образное. Наблюдаются разли­чия в мыслительных процессах мужчины и женщи­ны. Так, у женщин в образовании вербальных образов участвуют как левое, так и правое полушарие, а у муж­чин только левое, что обусловлено размером мозоли­стого образования головного мозга и тем, что у женщин меньшее количество нейронов. Речь женщин обычно имеет большую эмоциональную окраску.

Когнитивное усвоение — это процесс, в рамках которого люди формируют связи между различными концептами (понятия­ми), обучаются последовательности понятий, решению проблем и "получения понимания".

Существуют два типа обучения потребителей, кото­рые используются в маркетинге: посредством получе­ния (изучения) информации из рекламы, личных про­даж и т. д., а также посредством приобретения опыта при пользовании товаром.

В когнитивных теориях основной упор делается на анализе информационного процесса. В наиболее общем виде информационный процесс можно представить так, как это показано на рис. 1.33.

Рис. 1.33.

Теория социального научения Альберта Бандуры

Модель обработки информации потребителем

Для понимания того, как потребитель производит обработку информации (т. е. для понимания информа­ционного процесса), рассмотрим вопросы, связанные с процессом восприятия информации.

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Похожие главы из других работ:

Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента

1.1 Темперамент: понятие, виды, теории

Свойства темперамента одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента…

Динамика некоторых личностных свойств у студентов среднего профессионального заведения

1.1 Локус контроля: теории, понятие и типы

Контроль — один из относительно совершенных механизмов регуляции познавательных процессов. Он опосредует отношения индивида со средой так, что учитываются и потребности личности и объективные свойства стимуляции…

Исследование индивидуальных детерминант агрессивного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома

1.1 Сущностная характеристика агрессивности: понятие, теории, виды

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны…

Когнитивная теория, ее суть и применение на практике

1. Основы когнитивной теории

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем…

Когнитивная теория, ее суть и применение на практике

2. Применение когнитивной теории на практике

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности можно применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний…

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

1.1 Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития

Развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях…

Культурно-историческая теория Л.С. Высотского

2.2 Понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории Л. С. Выготского

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С.Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям…

Наличие страхов у леворуких детей

1.1 Понятие «леворукость», виды, теории происхождения

В Европе большая часть людей является праворукими. Но есть огромные области, например, на севере России, где 80% людей среди нанайцев, эвенков, селькупов от численности всего населения леворукие или амбидекстры (одинаково действующие как правой…

Особенности мотивационно-побудительной готовности к обучению связной письменной речи школьников с трудностями в обучении

1.1 ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ, ВИДЫ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое)…

Периодизация нравственного становления личности

1. Понятие и основные учения о нравственном развитии личности

Личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно — потребностных отношений…

Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет

1.2 Понятие о мотивах учения и их классификация

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том…

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры и возможность ее применения в деятельности социального работника-психолога

Основные принципы социально-когнитивной теории

Мы начинаем наше изучение социально-когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими…

Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации

1.1 Понятие мотивации: основные теории

Проблема мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. Б.Ф.Ломов[29], в частности, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеобразования принадлежит ведущая роль…

Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии

1) Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера

Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом…

Техника и приемы развития памяти

1. Понятие памяти.

4. Когнитивные теории научения: обучение как информационный процесс.

классические и современные теории

Память изучается различными науками, такими как психология, нейрофизиология и риторика. В каждой из перечисленных наук память имеет свое понятие. В психологии память — это связующее звено между прошлыми состояниями психики…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *