On

Этические принципы социальной работы

Posted by admin


ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Соблюдение разумных интересов клиента. Под разумными понимаются интересы: 1) находящиеся в компетенции социальной службы; 2) не противоречащие законодательству и морали; 3) объективно выполнимые. Социальный работник должен помочь клиенту расставить приоритеты в решении задач.

Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Его ответственность носит более серьезный характер, чем ответственность клиента, который озабочен решением лишь собственных проблем. Социальный работник должен постараться предвидеть даже самые отдаленные последствия его действий, однако не следует всю ответственность за действия клиента и его окружения «взваливать» на социального работника.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Это уважение прав человека самостоятельно определять свою судьбу, стиль жизни, взгляды, убеждения и проч. Предлагая клиенту план действий, социальный работник должен быть готов к тому, что его, возможно, придется изменить. Если точка зрения клиента является иррациональной, то социальный работник должен постараться ее переменить. Последнее слово всегда остается за клиентом, при полном несоответствии взглядов на проблему клиент может сменить социального работника, как и наоборот – социальный работник может отказаться от клиента. Это крайний вариант, который лучше не использовать в целях поддержания престижа профессии в обществе.

Конфиденциальность – один из ведущих принципов взаимоотношений социального работника и клиента. Клиент должен знать, какая информация о нем является конфиденциальной и останется в пределах кабинета социального работника. Сведения о клиенте можно сообщить третьему лицу (руководство социальной службы, врач, юрист, родственники и знакомые клиента) только с разрешения клиента. При этом вопрос конфиденциальности должен не противоречить законодательству РФ, которое в некоторых случаях, в целях безопасности общества, предполагает разглашение профессиональной тайны и даже обязывает к этому.

Доброжелательность – основной принцип общения с клиентом. Благодаря этому качеству клиент относится к социальному работнику не как к бездушному чиновнику, а как к живому человеку, желающему помочь.

Бескорыстие. В подавляющем большинстве стран социальная работа не является высокооплачиваемой деятельностью. Это само собой предполагает, что социальные работники – люди, в большинстве своем, бескорыстные. Профессионал не получает денег непосредственно от клиента, даже если речь идет о платных услугах, клиент платит учреждению, учреждение – социальному работнику. Кроме того, социальный работник зачастую делает для клиента значительно больше, чем предписывается должностной инструкцией.

Честность и открытость – основа взаимоуважения клиента и специалиста. Клиент – полноправный союзник и партнер, поэтому имеет право на правдивую информацию. Нельзя скрывать от клиента негативные моменты, следует его ознакомить, но в деликатной форме.

Этический кодекс социального работника: понятие, функции, особенности. Потребность в создании специфических систем морали – кодексов для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, когда человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к выполнению профессионального долга во многом определяют качество их работы и конечный результат.

В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правого регулирования отношений между участниками процесса – Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования – уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников. Но вместе с тем всем эти средства не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности. Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к социальной работе, а также освещающий функции, возложенные на социальную работу обществом.

Набор этических норм, рациональный, откорректированный и проверенный временем, приобретает статус кодекса – свода нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости, а главная задача – служить эталоном деятельности социального работника.

Этические кодексы выполняют определенные функции, как в обществе, так и в самой профессиональной деятельности. Функции этических кодексов:

  • обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
  • создать единую моральнонравственную основу профессиональной деятельности;
  • служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
  • унифицировать поведения специалистов на основе предъявляемых к ним

этических требований;

  • обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
  • обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу

деятельности;

  • обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
  • гарантировать осуществление прав клиентов;
  • гарантировать возможность взаимозаменяемости работников;
  • обеспечить преемственность действий как отдельных работников, так и

социальных служб;

  • дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
  • содействовать повышению уровня моральности – социальных работников,
  • их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
  • обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
  • повысить авторитет социальной работы в обществе;
  • гарантировать этическую чистоту профессии.

В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:

  • общечеловеческие ценности;
  • этические традиции благотворительности;
  • ценности современного российского общества;
  • этические нормативы зарубежных стран;
  • специфические ценности современной российской социальной работы;
  • личностные ценности и идеалы специалистов.

Этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

  • он должен опираться на опыт деятельности в сфере социальной защиты

населения, фундаментальную и прикладную науку;

  • он должен соответствовать общечеловеческим ценностям;
  • он должен быть многофункциональным, применимым во всех видах взаи

модействий и отношений, возникающих в социальной работе;

  • он должен базироваться на принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности;
  • принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.

В рамках кодексов профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, а требования в свою очередь могут быть сведены к двум группам нормативов: 1) требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; 2) требования к личности профессионала.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы могут иметь разную степень обобщения, поэтому различают общие и частные нормы.

Помимо норм, этический кодекс содержит и моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила более гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются.

Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник. Принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер: если они вступают в противоречие с моральной нормой, то предпочтение отдается последней.

Этический кодекс отражает обычаи и традиции, поэтому этические кодексы социальных работников разных стран не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, уровнем социальноэкономического развития, статусом социальной работы в обществе и культуры нации. Однако все они имеют общие цели и задачи, чем обусловлено их сходство.

Предыдущая65666768697071727374757677787980Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 591;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основы профессиональной этики социального работника.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.

Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая деятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе — вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы.

Тема 3. Этические принципы в социальной работе

Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата.

Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:

— оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;

— регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;

— организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

— управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

— мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

— координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

— регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

— воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

— воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

— коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;

— оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

— стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;

— рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

— превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

— прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

— информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

— социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

— социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

— соблюдение разумных интересов клиента;

— личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

— уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

— принятие клиента таким, каков он есть;

— конфиденциальность;

— доброжелательность;

— бескорыстие;

— честность и открытость;

— полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Основные вопросы
1. Взаимосвязь принципов социальной работы и принципов этики социальной работы.
2. Принципы этики социальной работы как основные требования к поведению социального работника.
3. Толерантность в деятельности социального работника. “Декларация принципов толерантности”.

*****

С философской точки зрения понятие “принцип” (с лат. — начало, основа) имеет два значения: 1) основное, исходное положение любой теории, учения, концепции и др.; ведущая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на явления, которые определяют норму поведения.
Принципы социальной работы тесно взаимосвязаны с этическими аспектами данной профессии и предусматривают наличие соответствующих личностно-моральных качеств (милосердие к людям, любовь к людям, народов, культур, доброжелательность, бескорыстие, честность и открытость, рациональность организации помощи; понимание, а не осуждения клиента, привлечение его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, предохранения его личного достоинства и чести, принятие его таким, какой он есть; соблюдение конфиденциальности, отсутствие любой предвзятости в отношении клиента и т.п.).
Основные принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей ежедневной деятельности, изложенные в “Международной Декларации о этические принципы социальной работы” (приложение 1) и профессионально-этических кодексах ассоциаций социальных работников отдельных стран.
В своей работе социальный работник должен руководствоваться принципами профессиональной этики — наиболее общими требованиями, которые выражают основные направления поведения специалиста относительно того или иного субъекта отношений, возникающих в процессе социальной работы.
Принципы профессиональной этики социального работника:
1. Соблюдение разумных интересов клиента — социальный работник должен заботиться о принесении блага для своего клиента и общества.
2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества результаты его деятельности. Представитель социальных служб должен выступать с позиций возможного, целенаправленного, необходимого и желаемого результата. Нельзя требовать ответственности социального работника за отдаленные результаты совместных действий с клиентом и их последствия: связь может быть прерван, клиент может использовать результаты совместной деятельности в решении своих насущных проблем.
3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий является проявлением уважения прав человека. Исходя из этого, необходимо выяснять не только проблемы клиента и его потребности, видение проблемы, конечного результата; все действия нужно хорошо обосновать и аргументировать. Клиент имеет право отказаться от них в любой момент, если его взгляды изменились.
4. Принятие клиента таким, каким он является предусматривает личностный подход, учет индивидуальных психологических особенностей, возможностей. Иногда тактику взаимодействия можно строить таким образом, что кроме решения социальной проблемы параллельно будет осуществляться коррекционное воздействие на личность.
5. Конфиденциальность — основной принцип социальной работы и профессиональной этики социального работника. При необходимости сотрудничества с целью решения проблемы сообщение любых сведений возможно только с согласия клиента. Все участники должны быть предупреждены о необходимости соблюдения конфиденциальности.
6. Принцип доброжелательности является основой нравственной культуры социального работника, отражением и проявлением любви к людям. Соблюдение этого принципа позволяет осуществлять руководство действиями клиента, тактично и корректно указывать на ошибки и недостатки.
7. Принцип бесполезности предусматривает не только выполнение социальным работником должностных инструкций, а и приложения всех усилий и использования всех ресурсов для решения конкретной проблемы. Бескорыстие проявляется относительно клиента, поскольку он не оплачивает услуг специалиста. Отношения социального работника и клиента не могут строиться на основе любой материальной заинтересованности.
8. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и клиента является основой для доверия и уважения в отношениях. Предусматривает полную осведомленность клиента относительно результатов совместных действий, объяснения причин неудач и планов относительно исправления ошибок и достижения поставленной цели.
9. Полнота информирования клиента о применяемые действия способствует активизации его личностного потенциала. Соблюдение данного принципа предполагает уважение прав клиента и его достоинства; уменьшает возможность бездействия или совершения ошибочных действий со стороны клиента.
10. Отсутствие каких-либо предрассудков и предвзятости в отношении клиента является обязательным условием налаживания взаимоотношений сотрудничества между социальным работником и клиентом. Взгляды, мировоззрение социального работника и клиента могут не совпадать, но не могут быть причиной для того, чтобы социальный работник считал своего клиента неполноценным, унижал в правах, оскорблять и т.д. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требует дело или просит клиент, но должен уважать точку зрения своего оппонента.
Принципы социальной работы и профессиональной этики социального работника предусматривают уважение к личности и прав клиента, принятие его таким, каким он есть, гибкость в подходах и т.д. Все это тесно связано с пониманием толерантности в социальной работе.
Толерантность (от лат. tolerans (tolerantis) — терпеливый) — терпимость к чужим мнениям и верованиям. Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года была принята и провозглашена “Декларация принципов толерантности”.
Толерантность в социальной работе является чрезвычайно важной и направлена на избежание любой предвзятости. Социальный работник обязан поддерживать и способствовать утверждению прав человека, демократии, следовательно, отказаться от догматизма, абсолютизации определенных убеждений.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Это означает признание различий людей, но невозможность навязывание отдельных взглядов, убеждений. Важным является воспитание на принципах толерантности, что способствует укреплению терпимости, развития навыков критического мышления и направлено на противодействие негативным воздействиям

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. — М., 1999.
2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Профессионально-этические нормы социальной работы. — М. 1993.
4. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. — М., 1998.
5. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. — М.:СТИ, 2000.
6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. — М., 1998.

Назад

Введение

Этика – это одна из философских наук, объектом изучения которой является мораль, её развитие, нормы и роль в обществе. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм. [1]

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность формализации этических нормативов деятельности в сфере социальной защиты населения, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет одну из важнейших задач государства и общества – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Ни один социальный работник не может самостоятельно устанавливать этические правила и нарушать стандарты профессии. Если профессиональные интересы не совпадают с общественными, то появляется риск подрыва профессионального авторитета социального работника. Общество и каждый человек ждут от профессионала соблюдения этических правил. Профессиональная этика социальной работы провозглашает, что все люди должны иметь равные возможности, но приоритет должен быть отдан интересам клиента. [2]

Кодекс этики социальных работников необходим для того, чтобы любая деятельность проводилась этично, с соблюдением и опорой на этические признаки, не принося вреда и ущерба кому-либо. Кодекс этики не является сводом четких правил, он является как бы сборником рекомендаций. Споры об этике в социальных науках ведутся с двух позиций – этического абсолютизма и этического релятивизма. В этическом абсолютизме существуют нормы, нарушитель – подвергается профессиональной дисквалификации; в этическом релятивизме этичность действий оценивается точки зрения конкретных обстоятельств[3] .

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Этически ориентированная социальная работа соединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т.е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.

Цель работы:

— развитие навыков выявления и преодоления профессионально-этических дилемм, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Задачи работы:

— систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области профессиональной этики;

— определение дилеммы, с которой сталкивается специалист;

— анализ и выбор возможных путей решения этической дилеммы;

— оценка и взвешивание результатов принятого решения.

Работа состоит из введения, двух частей (теоретическая и практическая), заключения и списка использованных источников.

Теоретическая часть

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории –

1. Уважение личности клиента и его самоценности;

2. Принятие клиента таким, какой он есть;

3. Не осуждающее отношение;

4. Уважение права клиента на его самоопределение;

5. Уважение доверия клиента;

6. Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению;

7. Умение понимать социальную природу человека, как уникального создания, однако зависящего от других людей для осуществления своей уникальности;

8. Индивидуальный подход;

9. Уважение конфиденциальности;

10. Эмпатия;

11. Эмоциональная открытость контролируемое присоединения;

Этические принципы в социальной работе

Профессиональное развитие;

13. Обязательство работать в интересах клиента;

14. Стремление к социальной справедливости.

Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году. Принципы и ценности, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы и ценности не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами и ценностями профессиональной деятельности.[4]

Рассмотрим ценности социальной работы, которые поднимаются в нашем кейсе.

Клиентом нашего кейса является несовершеннолетняя девочка (15 лет), которая столкнулась с жизненными трудностями и имеет ряд очень сложных проблем:

— у девочки проблемы в семье;

— девочка беременна и не знает, как поступить относительно её будущего ребёнка;

— девочка – наркоманка и не собирается бросать наркотик;

— девочка занимается проституцией, таким образом, зарабатывая на наркотик;

— девочка не посещает школу.

В рассмотренном кейсе есть ряд ценностей социальной работы, которые по ряду причин не могут быть мной соблюдены. Рассмотрим их.

Принцип «Уважение личности клиента» . Я как человек не могу поддержать свою клиентку в выборе её жизненной позиции, её образа жизни и поведения. Как человек человека я не могу уважать её личность, т. к. я считаю, что личность, которая саморазрушает себя, употребляет наркотики, занимается проституцией, не заботится о своём будущем и будущем своих близких (наша клиентка совсем не переживает о здоровье своего будущего малыша, о том, что она подвергает своих родителей административной ответственности) и сама себя не уважает, не достойна и уважения со стороны общества, т.е. и соответственно и с моей стороны тоже. Таким образом, соблюдение принципа уважения личности в кейсе теряет свою значимость.

«Уважение права клиента на его самоопределение» . Этот принцип говорит о том, что девочка, как клиент социальной работы, имеет право поступать, так как ей хочется, принимать наркотики, заниматься проституцией, действовать в соответствии со своими взглядами и убеждениями. И вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков моей клиентки я, как работник, не могут принуждать её (морально, материально, психологически, физически) следовать моей профессиональной логике. Но в конкретном нашем случае, намерения в поведении несовершеннолетней девочки, т.е. намерение не бросать наркотик, всё также зарабатывать на него проституцией, не задумываться о своей жизни и о жизни своих близких, может причинить огромной вред как ей самой (её психологическому и физическому здоровью), так и близкому ей окружению (в конкретном случае, её еще не родившемуся ребёнку, а также родителям). И я не могу допустить, чтобы клиент своими действиями, вредила себе, а также могла навредить третьим лицам. Таким образом, соблюдение 4 принципа социальной работы также ставится под вопрос.

«Уверенность в человеческую способность к изменению, росту, улучшению» – ещё один из принципов социальной работы, который рассматривается в нашем кейсе. Очень важно при работе с клиентом верить в него, верить в положительные изменения, его рост, тем самым настраивая и себя и клиента на оптимистическое развитие событий, эффективное решение проблем. Но в нашем случае – этот принцип, в некоторых моментах теряет свою значимость. В нашем случае, явно известно, что девочка легкомысленно относится, как к беременности, так к остальному, что происходит в её жизни. Да, она прекрасно понимает, что она наркоманка, но она не осознаёт всего вреда от этого, и совершенно не собирается завязывать с этим делом. То есть, у меня, как у социального работника, не остаётся уверенности в том, что она захочет и сможет самостоятельно отказаться от наркотика. Эти обстоятельства убеждают меня в том, что девочка не способна к изменению, росту, улучшению. Этот принцип также не может быть соблюден при работе с клиентом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *