On

Элементы системы законодательства

Posted by admin


Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые представляют собой два аспекта одной и той же сущности — права.

Система законодательства — это дифференцированная система нормативных правовых актов, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых выступает предмет правового регулирования и интерес законодательных органов в рациональном, комплексном построении источников права.

Система законодательства по сравнению с системой права, которая имеющей объективный характер, в значительной мере является результатом субъективной деятельности правотворческих органов. Система законодательства не только создается, но и направляется ими в своем развитии. Во многом существование и функционирование системы законодательства определяются нормотворческими действиями и волей законодателя.

Итогом системы законодательства является отраслевая обособленность. Такое обособление может быть при условии, если оно отражает особенности правового регулирования. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Для законодателя структура права выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о строении нормативных правовых актов, системе законодательства, неминуемо обнаруживается объективно обусловленная, реальная потребность существования самостоятельных юридических норм, институтов, подотраслей, отраслей права. Законодатель должен исходить в процессе правотворчества из особенностей тех или иных структурных элементов системы права, а также своеобразия их соотношения друг с другом.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права — его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства — есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Следует отметить, что структура права имеет объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Ее элементами являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, в своей совокупности призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамику. Структура права не может быть изменена в угоду законодателю, ее обновление связано с развитием общественных отношений, что приводит к появлению новых отраслей и институтов.

Необходимо учитывать, что структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно, если не брать во внимание ее единства с внешней формой права, т.е. системой законодательства. Законодательство — представляет собой форму существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их объединения в конкретные нормативные правовые акты.

Система права и система законодательства понятия не тождественные. Между ними есть существенные различия.

1) это выражается в том, что первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это «кирпичики», из которых складывается отрасль права. И отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства — нет (финансовое право, сельскохозяйственное и др.). Такие отрасли не кодифицированы, и действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным нормативным правовым актам.

Бывает и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).

Идеальным является вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Такой вариант наиболее желателен, ибо повышается эффективность функционирования всего механизма;

2) законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.);

3) в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, в силу чего отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются по предмету регулирования и не имеют единого метода, следовательно, и не имеют такой степени однородности;

4) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) если система права имеет объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она во многом также обусловлена определенными социально-экономическими процессами объективного характера.

56.Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства — это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация — это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация — это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения. Высшая ступень систематизации законодательства — кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация — это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.

Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.

57.Правовые семьи: понятие и виды. Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга. Это вполне закономерно, поскольку право конкретной страны развивалось в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только значительно отличаются друг от друга, имеют достоинства и недостатки, но имеют и общие черты, позволяющие формулировать глобальные закономерности и тенденции развития права.

Изучением национальных правовых систем путем их сравнения в сопоставимый период занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Для сопоставления процессов происхождения права, формирования системы источников, культурной, социально-экономической и политической обусловленности правовых институтов используется ряд понятий.

Термин «правовая система» — наиболее объемное понятие в компаративистике, поскольку охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты возникновения и эволюции права. В силу объемности за этим термином не закрепилось достаточно конкретного содержания.

Так, в российской юридической науке, которая стала использовать это понятие только в конце 1990-х годов, под правовой системой понимается правовая действительность, включающая в себя три группы правовых явлений:

1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона):

3) совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (правовая культура).

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включай нормы, отрасли института права, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок и т.д. Именно в широком смысле данный термин используется большинством авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных, политических факторов.

Однако правовая картина мира демонстрирует не только различия в правовой эволюции человечества, но и сходство, наличие общих закономерностей правового развития народов. Сходство, общие признаки формулирования права в ряде стран позволяют объединять их в правовую семью. Понятие правовая семья служит для обозначения совокупности правовых систем, имеющих сходные юридические признаки (общность источников, структуры, права и т.д.) и исторические пути их формирования.

Наиболее распространенными являются романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовая система.

Предыдущая20212223242526272829303132333435Следующая

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 476;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые представляют собой два аспекта одной и той же сущности — права.

Система законодательства — это дифференцированная система нормативных правовых актов, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых выступает предмет правового регулирования и интерес законодательных органов в рациональном, комплексном построении источников права.

Система законодательства по сравнению с системой права, которая имеющей объективный характер, в значительной мере является результатом субъективной деятельности правотворческих органов. Система законодательства не только создается, но и направляется ими в своем развитии. Во многом существование и функционирование системы законодательства определяются нормотворческими действиями и волей законодателя.

Итогом системы законодательства является отраслевая обособленность. Такое обособление может быть при условии, если оно отражает особенности правового регулирования. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Для законодателя структура права выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о строении нормативных правовых актов, системе законодательства, неминуемо обнаруживается объективно обусловленная, реальная потребность существования самостоятельных юридических норм, институтов, подотраслей, отраслей права. Законодатель должен исходить в процессе правотворчества из особенностей тех или иных структурных элементов системы права, а также своеобразия их соотношения друг с другом.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права — его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства — есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Следует отметить, что структура права имеет объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Ее элементами являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, в своей совокупности призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамику. Структура права не может быть изменена в угоду законодателю, ее обновление связано с развитием общественных отношений, что приводит к появлению новых отраслей и институтов.

Необходимо учитывать, что структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно, если не брать во внимание ее единства с внешней формой права, т.е. системой законодательства. Законодательство — представляет собой форму существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их объединения в конкретные нормативные правовые акты.

Система права и система законодательства понятия не тождественные. Между ними есть существенные различия.

1) это выражается в том, что первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это «кирпичики», из которых складывается отрасль права. И отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства — нет (финансовое право, сельскохозяйственное и др.). Такие отрасли не кодифицированы, и действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным нормативным правовым актам.

Бывает и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).

Идеальным является вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Такой вариант наиболее желателен, ибо повышается эффективность функционирования всего механизма;

2) законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.);

3) в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, в силу чего отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются по предмету регулирования и не имеют единого метода, следовательно, и не имеют такой степени однородности;

4) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) если система права имеет объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она во многом также обусловлена определенными социально-экономическими процессами объективного характера.

56.Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства — это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация — это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация — это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения. Высшая ступень систематизации законодательства — кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация — это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.

Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.

57.Правовые семьи: понятие и виды.

Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга. Это вполне закономерно, поскольку право конкретной страны развивалось в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только значительно отличаются друг от друга, имеют достоинства и недостатки, но имеют и общие черты, позволяющие формулировать глобальные закономерности и тенденции развития права.

Изучением национальных правовых систем путем их сравнения в сопоставимый период занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Для сопоставления процессов происхождения права, формирования системы источников, культурной, социально-экономической и политической обусловленности правовых институтов используется ряд понятий.

Термин «правовая система» — наиболее объемное понятие в компаративистике, поскольку охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты возникновения и эволюции права. В силу объемности за этим термином не закрепилось достаточно конкретного содержания.

Так, в российской юридической науке, которая стала использовать это понятие только в конце 1990-х годов, под правовой системой понимается правовая действительность, включающая в себя три группы правовых явлений:

1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона):

3) совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (правовая культура).

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включай нормы, отрасли института права, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок и т.д. Именно в широком смысле данный термин используется большинством авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных, политических факторов.

Однако правовая картина мира демонстрирует не только различия в правовой эволюции человечества, но и сходство, наличие общих закономерностей правового развития народов. Сходство, общие признаки формулирования права в ряде стран позволяют объединять их в правовую семью. Понятие правовая семья служит для обозначения совокупности правовых систем, имеющих сходные юридические признаки (общность источников, структуры, права и т.д.) и исторические пути их формирования.

Наиболее распространенными являются романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовая система.

Предыдущая20212223242526272829303132333435Следующая

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 477;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

 

   Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства — как внешняя форма, в которую облекаются нормы права.

   Система права — это внутренняя структура права, состоящая  из взаимосогласованных норм,  институтов, подотраслей и отраслей права.

   Система законодательства  это внутренняя структура законодательства, состоящая  из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.

В философском плане система права и система законодатель­ства соотносятся между собой как содержание и форма.

Сис­тема законодательства есть выражение системы права, ее объ­ективированная форма. Система законодательства является внешним выраже­нием системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.

   Выделяют следующие системы законодательства:

  Горизонтальная система законодательства обусловле­на предметом правового регулирования — конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли за­конодательства, соответствующие отраслям системы пра­ва (например, трудовое законодательство — трудовое пра­во, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).

   Вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-право­вых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты пре­зидента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

   Комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (на­пример, природоохранительное законодательство, эколо­гическое законодательство).

   Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;

  Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:

  ~ система законода­тельства воплощена в законодательстве, иных нормативно-пра­вовых актах;

  ~ система права находит воплощение не только в по­зитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативно­го содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

  Во-вторых, первичным элементом системы права яв­ляется норма, а первичным элементом системы законо­дательства — статья нормативного акта.

  В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства — в качестве формы.

   В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.

   В-пятых, система права имеет только горизонталь­ное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.

  В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законода­тельства оформляется в юридических обычаях, норматив­ных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные эле­менты — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.

  В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождествен­ные.

   В отличие от системы законодательства система права характе­ризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают.

Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);

  2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состо­ящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского,  уголовного.  К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйствен­ное и некоторые другие;

  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствую­щим сферам государст-венного управления и сферам государст­венной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

   Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классифика­тором отраслей российского законода-тельства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Лекция добавлена 18.03.2013 в 17:55:12

Понятие системы законодательства и ее основные структурные элементы.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

Структура правоотношений.

К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъекты правоотношений — это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые образуют юридическое содержание этого правоотношения.

Субъективное право — это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий:

— право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица;

— право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц;

— право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав.

Юридическая обязанность — это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов:

— обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством;

— обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е. воздерживаться от поведения, поступков, запрещенных законодательством;

— обязанность нести юридическую ответственность, т.е.

претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение.

Объект правоотношений — это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами — это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.

Виды правопонимания.

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

2. социологическое;

3. нравственное.

С точки зрения нормативного правопонимания право — это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений.

Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

Нравственное правопонимание пытается дать .содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).

Каждый из типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория имеет иные социальные основания — эта концепция дает приоритет общественных отношений, он согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи — свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

81.Доктринальные источники права.

Доктринальные условия возникновения права – это научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Прогула, Ломпония, Ульпиана, Гая, Модестина и др.), которые имели силу источников права. В странах общего права судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. К числу этих условий можно отнести и толкование права. Все эти условия социальные, а сама концепция источников права может быть названа социологической.

Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства являются тесно взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые представляют собой два аспекта одной и той же сущности — права.

Система законодательства — это дифференцированная система нормативных правовых актов, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых выступает предмет правового регулирования и интерес законодательных органов в рациональном, комплексном построении источников права.

Система законодательства по сравнению с системой права, которая имеющей объективный характер, в значительной мере является результатом субъективной деятельности правотворческих органов. Система законодательства не только создается, но и направляется ими в своем развитии. Во многом существование и функционирование системы законодательства определяются нормотворческими действиями и волей законодателя.

Итогом системы законодательства является отраслевая обособленность. Такое обособление может быть при условии, если оно отражает особенности правового регулирования.

Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Для законодателя структура права выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о строении нормативных правовых актов, системе законодательства, неминуемо обнаруживается объективно обусловленная, реальная потребность существования самостоятельных юридических норм, институтов, подотраслей, отраслей права. Законодатель должен исходить в процессе правотворчества из особенностей тех или иных структурных элементов системы права, а также своеобразия их соотношения друг с другом.

Система права и система законодательства соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права — его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства — есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Следует отметить, что структура права имеет объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Ее элементами являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, в своей совокупности призванные максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамику. Структура права не может быть изменена в угоду законодателю, ее обновление связано с развитием общественных отношений, что приводит к появлению новых отраслей и институтов.

Необходимо учитывать, что структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно, если не брать во внимание ее единства с внешней формой права, т.е. системой законодательства. Законодательство — представляет собой форму существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их объединения в конкретные нормативные правовые акты.

Система права и система законодательства понятия не тождественные. Между ними есть существенные различия.

1) это выражается в том, что первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это «кирпичики», из которых складывается отрасль права. И отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства — нет (финансовое право, сельскохозяйственное и др.). Такие отрасли не кодифицированы, и действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным нормативным правовым актам.

Бывает и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ и др.).

Идеальным является вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Такой вариант наиболее желателен, ибо повышается эффективность функционирования всего механизма;

2) законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.);

3) в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, в силу чего отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются по предмету регулирования и не имеют единого метода, следовательно, и не имеют такой степени однородности;

4) внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) если система права имеет объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она во многом также обусловлена определенными социально-экономическими процессами объективного характера.

56.Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства — это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация — это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация — это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения. Высшая ступень систематизации законодательства — кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация — это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.

Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.

57.Правовые семьи: понятие и виды. Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая карта современного мира выглядит достаточно пестро. Она включает в себя более 200 национальных правовых систем, существенно отличающихся друг от друга. Это вполне закономерно, поскольку право конкретной страны развивалось в границах присущих только ей экономических, социальных, политических, культурных и религиозных укладов. При этом национальные правовые системы не только значительно отличаются друг от друга, имеют достоинства и недостатки, но имеют и общие черты, позволяющие формулировать глобальные закономерности и тенденции развития права.

Изучением национальных правовых систем путем их сравнения в сопоставимый период занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Для сопоставления процессов происхождения права, формирования системы источников, культурной, социально-экономической и политической обусловленности правовых институтов используется ряд понятий.

Термин «правовая система» — наиболее объемное понятие в компаративистике, поскольку охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социокультурные и иные аспекты возникновения и эволюции права. В силу объемности за этим термином не закрепилось достаточно конкретного содержания.

Так, в российской юридической науке, которая стала использовать это понятие только в конце 1990-х годов, под правовой системой понимается правовая действительность, включающая в себя три группы правовых явлений:

1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона):

3) совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу (правовая культура).

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включай нормы, отрасли института права, законодательство, доктрину, традиции, правовую культуру, правовое сознание, правопорядок и т.д. Именно в широком смысле данный термин используется большинством авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных, политических факторов.

Однако правовая картина мира демонстрирует не только различия в правовой эволюции человечества, но и сходство, наличие общих закономерностей правового развития народов. Сходство, общие признаки формулирования права в ряде стран позволяют объединять их в правовую семью. Понятие правовая семья служит для обозначения совокупности правовых систем, имеющих сходные юридические признаки (общность источников, структуры, права и т.д.) и исторические пути их формирования.

Наиболее распространенными являются романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовая система.

Предыдущая20212223242526272829303132333435Следующая

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 475;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *