On

Досократовский период античной философии

Posted by admin


Досократовский период в развитии античной философии.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Становление собственно греческой философии происходило в УП в. до н.э. Этот период характеризуется становлением рабовладельческих государств и появлением выдающихся мыслителей, которые выражали интересы нового общественного класса, формировавшегося на обломках родового строя.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес(624-547 гг. до н.э.) — основатель милетской философской школы, первый из «семи мудрецов». В своих философских концепциях исходил из предположения, что основой всего существующего в мире является вода. «Всё из воды и всё в воду» –так звучал основной тезис философа. Однако, воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. В первооснове Фалеса, т.е. в «бесконечной воде» содержится потенция дальнейшего развития. Всё остальное возникает путём «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. По Фалесу «Все полно Богов» и воду в движение приводит Ум(Разум).

Анаксимандр(610-546 гг. до н.э.) – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой всего существующего является беспредельное – апейрон, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное и неопределенное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активный пребывает в движении.

Анаксимен(589-524 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мира является воздух. Воздух, по его мнению, является началом всего сущего, что есть, что было, что будет. Всё возникает из воздуха и к нему все возвращается. При разряжении воздух становится сначала огнём, а затем эфиром, сгущение воздуха вызывает ветры – облака – воду – землю и камни. Солнце – это земля которая раскалилась из-за своего быстрого движения. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

Эфесская школа: Гераклит Эфесский.

Гераклитиз Эфеса (530-470 гг. до н.э.) связывал всё сущее с огнём: «Огонь есть основной элемент, все является видом огня и все происходит путем разрежения и сгущения». Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Для Гераклита огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершённости всего сущего. Мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды» в течение всего века.

Центральным мотивом всего его учения был принцип: всё течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое изменившись, становится этим». Постоянный ход развития Гераклит сравнивает с течением реки, в которую нельзя войти дважды. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ни дважды прикоснуться к преходящей по своему характеру тождественной сущности».
Рассуждая о мире и его началах, Гераклит выдвинул также идею Логоса. В понимании Гераклита, Логос – это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Быть мудрецом для человека – значит жить по Логосу.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Ксенофан из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.) – древнегреческий странствующий поэт и философ. Свои взгляды излагал в стихотворной форме. Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога, «наивеличайшего среди богов и людей, не похожего на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. По Ксенофану, достоверным знанием обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет только вероятностный характер.

Парменид (конец VI–Vв. до н.э.) — ученик Анаксимандра и Ксенофана.

Парменид проводит резкое различие между подлинной истиной (алетейа), которая является продуктом рационального познания окружающего мира, и мнимой (докса), которая опирается на чувственное познание. Он считает, что чувственное познание дает человеку образ кажущегося состояния вещей, с его помощью нельзя постичь их подлинной сущности. Парменид освобождает мышление от обмана воображения. Он считает критерием истины разум, ощущения отвергает из-за их кажимости.

Зенон (490–430 гг. до н.э.) наиболее яркий ученик Парменида. В онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивал позицию целостности и неизменности сущего. Все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен. Зенон отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности всего сущего являются апории (логические рассуждения) Зенона. В апориях («Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Зерно» — всего около 40 задач) он старался обосновать невозможность логического доказательства возможности движения.

Пифагорейская школа: Пифагор и пифагорейцы.

Основателем школы пифагорейцев был Пифагор Самоский (около 580 – 500 гг. до н.э.) Пифагор и его единомышленники впервые поставили вопрос о числовой структуре мироздания («все есть число»). Пифагор учил, что основой мира является число. «Число владеет вещами». Оно придает им соразмерность и тайну. Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития было попыткой постижения количественной стороны мира. Началом всего числового рода является единица. От нее исходят другие числа, точка, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке, из которых, согласно их учения, выводятся соответственно точка, прямая, квадрат, и куб. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным и отводили ему почти божественную сущность. Учение Пифагора о бессмертии души (ее перевоплощении) строится на полной подчиненности человека воле богов, а в обществе на достижении определенной «социальной гармонии, и опирающейся на абсолютную подчиненность демоса аристократии».

Эмпедокл (483-423 гг. до н.э.). Предание говорит о нём как об ораторе, риторе, враче, инженере, поэте и философе. Он выдвинул положение о четырёх стихиях (корнях) всякого бытия. К числу таковых Эмпедокл относил землю, воду, воздух и огонь.
Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют и разъединяют эти стихии, превращая многое в одно или же одно во многое.
По Эмпедоклу познание возможно потому, что как субъект познания (человек), так и объект (окружающий мир) состоят в принципе из одних же стихий, соединённых лишь в различных отношениях. В отличие от элеатов Эмпедокл был сторонником определяющей роли чувственного познания. Эмпедокл создал картину естественного закономерного развития вселенной. Им была высказана догадка об эволюции живых существ путём естественного отбора.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Анаксагор считал, что множество малых материальных частиц, которые называл «семенами вещей» (гомеомерии), имеют различные формы, цвет и вкус и обуславливают единство и многообразие мира. Соединение семян означает рождение вида, а разъединение – их упадок и гибель. Миром движет некий «нус» (ум, разум). Нус, по Анаксагору – это наилучшее и наичистейшее из всех вещей, активное начало развития и познания мира. В отличие от Эмпедокла Анаксагор не считал, что одинаковое мы познаём одинаковым. Как раз наоборот: всё познаётся себе противоположным (холодное – тёплым, сладкое – горьким и т. д.). Считая основной ступенью чувственное познание, Анаксагор считал, что ощущения не дают истины, так как истина познаётся лишь разумом, а не чувствами.

Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит.

Левкипп (500-440 гг. до н.э.). Принято считать, что Левкипп первоначалами считал атомы (бытие) и пустоту (небытие). Левкипп допускал существование небытия, т.е. абсолютной пустоты, которая «не менее реальная, чем любое тело». Пустота, по его мнению, разделяет мельчайшие частицы бытия (атомы). Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а «бесконечное число всегда движущихся элементов», атомов. Атомы, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются один от другого величиной, формой, порядком и положением. Бесконечное разнообразие форм и величины атомов является основанием для различной скорости движения атомов. Атомы, согласно его взглядом, движутся в пустоте. Бесконечное множество атомов порождает вихри, в которых и образуются миры.
Левкипп считал, что все существующее совершается в силу естественной необходимости. «Ни одна вещь не возникает бесследно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.). Демокрит – первый энциклопедический ум среди греков, великий древнегреческий философ – атомист. Он развил Левкиппову идею атома в философскую атомистическую теорию. Демокрит полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда вытекает и факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Отличаясь один от другого по величине и форме, атомы находятся в постоянном движении, существующем в разных формах – Хаосе, вихре, испарении. Свойствами звука, цвета и вкуса они не обладают. Эти свойства существуют условно. Различные соединения атомов образуют различные тела и наоборот – их разъединение ведет к распаду последних. Демокрит утверждал, что все живое отличается от неживого наличием души. Душа человека – это тоже сочетание огневидных атомов. Сам же человек произошёл естественным путём из тёплой грязи, без участия творца. Душа человека смертна. Когда человек умирает, его душа рассеивается в пространстве.

Демокрит впервые в истории философии построил развернутую теорию познания, основанную на том, что из оболочки тел отделяются и истекают потоки атомов («идолы» — атомы), которые, воздействуя на органы чувств, дают темные представления о предметах. Над «темными знаниями» возвышаются «светлые, более тонкие знания», получаемые посредством разума. Эти знания доходят до обнаружения атомов и пустоты.

Темы докладов и рефератов.

1. Образ жизни пифагорейцев. Пифагорейская философия и пифагорейская медицина.

2. Психология Платона.

3. Биология и психология Аристотеля.

4. Учение и судьба Сократа.

5. Философия киников.

Основная литература.

1. Асмус В.Ф. Античная философия. — М.:Высш. шк., 1998.

2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1: Античность. — СПб.. 1994.

3. История философии в кратком изложении. — М.: Мысль, 1991.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга I /Под ред. Н.В. Мотрошиловой. — М., 1995.

5. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии, 1989. № 6.

6. Чанышев А.Н Философия Древнего мира. – М., 2001.

7. Чанышев А.Н. Италийская философия. — М., 1975.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.. 1981.

9. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

10. Фрагменты ранних греческих философов. — М.: Наука, 1989.

Дополнительная литература.

1. Бакусев В. М. «Вечное возвращение» и античность.//Вопросы философии, 2007, №12.

2. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. — М.: Наука, 1977.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М,, 1986.

4. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма.//Вопросы философии, 2007, №12.

5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога. №1-6.//Человек, 2007, №6.

6. Кессиди Ф. Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии.//Вопросы философии, 2007, №12.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. * В 6-ти тт. — М., 1963/80.

8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. — М.: Мысль, 1996.

9. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 — Новосибирск, 1994.

10. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.

Тема3. Философия древней Греции и Рима(6 часов).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

123456Следующая ⇒

Античная философия

Вопрос. Особенности античной философии, ее периодизация. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

Античная философия– совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме, зародившихся в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию).

В античной философии можно условно выделить три этапа:

Первый этап(7 в. до н.э., от формирования собственно греческого философского мышления, до сер. 5 в. до н. э.). Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, — досократиками. К этому этапу относятся взгляды философов: Милетская школа, а также Гераклит Эфесского, Пифагора и пифагорейцев, Элейской школы, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов Левкиппа и Демокрита. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.

Главная тема ранней греческой философии – поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира.

Второй этап (с сер. 5 в.до н.э. и до 4 в. до н. э.) определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Первую половину классического периода часто называют ранней классикой. Потребность в новом типе знания вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей, которых называют софисты. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. В этот период происходит переориентация античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, а путь к этому знанию Сократ видел в самопознании. Зрелая классика связана с деятельностью Платона и Аристотеля. Этот период иногда еще называют систематическим (5 — 4 вв. до н.э.). Он характеризуется философскими системами Платона и Аристотеля. Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Третий этап (сер 3 в до н.э. и до 6 в.н.э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистически-римский. Начало его становления связывают с установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих полисов. Связан с пониманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. В нем в свою очередь выделяют ранний эллинизм – стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, перипатетики (4-1 вв. до н.э.); средний эллинизм – римская философия: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. – 2 в.до н. э.): поздний эллинизм — Плотин и неоплатонизм (3-6 в. н.э.). Многие из направлений возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире. Завершение данного этапа связано с началом формирования христианской философии, которая существенно отличается от философской мысли и философской атмосферы того времени.

Особенности античной философии:

1. Античная философия постепенно освобождается от мифологии, но при этом мифологизм ей свойственен;

2. Все философское мышление пронизано космоцентризмом (Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная, Мир воспринимается как огромный и таинственный Космос, гармоничный и многообразный в своих проявлениях. Космос понимается также как единое универсальное живое существо);

3. Философии Древней Греции присущ пантеизм (отождествление богов и сил природы);

4. Философия тесно связана с исследованием явлений природы, в ней заложена первая попытка их объяснения;

5. В античной философии заложены основные философские направления такие, например, как материализм, идеализм, скептицизм;

Источники изучения.Античная философская литература сохранилась в общем плохо.

Досократовский период развития античной философии.

Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты в трудах тех более поздних античных авторов. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в последнем периоде, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Основная информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древней греческой философии. Многие тексты греческих философов представлены в средневековых рукописях.

Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

Становление собственно греческой философии происходит в 7 в. до н. э. Как уже говорилось выше, главной темой ранней греческой философии был поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Натурфилософы (Натурфилософия (от лат. natuга — природа), совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы) , познания связей и закономерностей явлений природы) античности заняты поиском первоначала, которое в каждой философской школе рассматривается по-своему.

Милетская школа. Милетская школа известна как первая философская школа. Милетская школа названа в связи с тем, что возникает она в древнегреческом г. Милет. г. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.

Фалес Милетский. (родился ок. 640 г. до н. э. – умер ок. 562 г. до н. э.) — первый древнегреческий философ, основатель философской школы в Милете. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н. э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Более всего он прославился как ученый и философ, искавший начало мироздания.

Вода у Фалеса рассматривается в качестве некоего первоначала. Фалес полагал, что все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания (замерзания), а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю — в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Фалес полагал, что Космос един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному началу. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом – душой. Данное положение позволяет утверждать, что Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм» (учение о всеобщей одушевленности материи, природы).

Анаксимандр Милетский (родился ок. 611 г. до н.э. — умер ок. 546 г. до н. э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон (греч. бесконечное, беспредельное) , которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается, как самое тяжелое, земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами.

Анаксимен Милетский (родился ок. 585 г. до н.э.– умер ок. 524 г. до н. э.) — древнегреческий философ, последний представителем милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи, в качестве которого он понимал неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух, из которого возникает все остальное. Воздух у Анаксимена так же беспределен. Согласно ему, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению— ветер, облака, вода, земля и камни. Разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила.

123456Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 207 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Философия досократовского периода в Древней Греции.

Милетская школа. Философия в классической форме возникла в Древней Греции. Одной из первых появилась философская школа в г. Милете. Они отрицали мифы о создании мира богами и искали естественное первоначало мира (архэ). Фалес из г. Милета считал первоначалом воду как основу всей жизни, как текучее, аморфное состояние материи. Анаксимен – предположил, что все вещи возникают и разрушаются в процессе сгущения и разрежения воздуха, подобно тому, как пар превращается в воду, а вода в лёд. Анаксимандр – доказывал, что первоначало мира – нечто неопределённое и бесконечное. Он назвал его «апейрон».

Позднее сходное учение предложил Эмпедокл, который утверждал, что первоначалом мира были четыре элемента – вода, воздух, огонь и земля. Сила, которая соединяет элементы и созидает новое – это любовь, а сила, разъединяющая и разрушающая – это вражда.

Мир в глазах античного человека представлял собой космос, т.е. гармоничную и прекрасную в своём совершенстве систему (космэ – красота). В ней все вещи разрушаются, но не исчезают бесследно. Космос упорядочен, в нём всё подчиняется законам. Космоцентризм – характерная черта античного мировоззрения.

Заслугой первых философов материалистов стала разработка диалектических идей. Они раскрывали сущность движения, развития, борьбы противоположностей.

Гераклит. Основная заслуга Гераклита (540-480 гг. до н.э.) в том, что он выдвинул идею всеобщего развития через борьбу противоположностей. Он развил диалектические взгляды первых древнегреческих философов. Гераклит утверждал: всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. На примере течения реки Гераклит пытался показать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения. Движение это не только перемещение, а любое изменение, возникновение нового. Материя не может существовать без движения.

Во всех предметах, процессах и явлениях сосуществуют противоположные начала. Их борьба является движущей силой и источником всякого развития. «Враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу». Т.о. Гераклит пришёл к выводу, что природа содержит в самой себе причину своих изменений, что движение природы – это самодвижение. Природа не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим».

Первоначалом мира Гераклит считал огонь – это символический образ циклически развивающегося мира.

Гераклит утверждал, что мир представляет собой не хаос, где может произойти что угодно, а порядок, где всё происходит по единому закону. Он назвал этот закон Логосом. Как общество подчиняется своду законов, так весь мир подчиняется Логосу.

Элейская школа.Основатель Элейской школы – Парменид – доказывал идеи, противоположные идеям Гераклита. Центральное понятие философов элейской школы – бытие – означает все реально существующее. Небытия не существует, а значит бытие вечно, бесконечно, неделимо и неподвижно. Он утверждал, что органы чувств обманывают человека, а истину можно открыть только силой разума. Чувства говорят, что существует движение, но разум это опровергает. Для доказательства этих идей последователь Парменида – Зенон – сформулировал апории, т.е. логические противоречия: «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия».

Демокрит. (460-370 гг. до н.э.). Продолжением элейской философии стало учение Демокрита об атомах. Он утверждал, что мир представляет собой бесконечное множество мельчайших частиц – атомов. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы неделимы и неуничтожимы, поэтому ничто не может исчезнуть бесследно и возникнуть из ничего. Атомы неизменны, непроницаемы. Они различаются формой, размерами. Атомы двигаются в пустоте, соединяются и образуют разнокачественные вещества.

Атомы двигаются по строго определённым траекториям. В их движении нет случайностей. Поэтому в мире вообще нет случайных событий. Демокрит считал, что люди называют случайностью то, причину чего не могут объяснить.

Демокрит говорил о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, из которых одни рождаются, а другие угасают.

Демокрит впервые поставил вопрос о соотношении чувств и разума в познании. Он считал, что чувства дают нам тёмное, т.е. неполное, недостоверное знание. И только с помощью разума, человек может проникать в сущность изучаемых явлений.

Демокрит использовал учение об атомах и для объяснения природы человека. По его мнению, душа состоит из особых атомов, которые человек вдыхает с воздухом, и которые рассеиваются в воздухе после его смерти.

Демокрит высмеивал учение о загробной жизни. Он утверждал, что вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы.

Пифагорейцы. Первыми представителями идеалистической философии в Древней Греции стали Пифагор и его ученики. Они утверждали: всё есть число. Сущность вещей – это числа, миром управляют числа и математические законы. Совершенство космоса основывается на определенных числовых пропорциях. Идеализм Пифагора состоял в том, что он отрывал числа от материальных вещей, считал их самостоятельными сущностями, первичными по отношению к вещам. Он наделял числа мистическими свойствами.

Софисты. Софисты – группа древнегреческих философов, которые за деньги учили искусству спора (сер. 5 – сер. 4 вв. до н.э.). Они считали, что объективная истина не существует, истина субъективна и относительна (релятивизм). Каждый человек может доказать свою истину, которая ему выгодна. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Они доказывали относительность добра и зла, других ценностей. «Болезнь – зло для больного, но благо для врача. Смерть – зло для умершего, но благо для могильщиков».

5.

7. Досократовский период античной философии

Древнегреческая философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.

К классическому периоду относится философия Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ повернул греческую философию от изучения природы к изучению человека: «Познай самого себя». Он трактовал человека идеалистически, верил в бессмертие души. Сократ пытался понять идеи, движущие человеком: что такое благо, справедливость, мужество и др.? Он выяснял истину в диалоге с собеседниками, задавая наводящие вопросы. Процесс познания Сократ считал бесконечным: «Я знаю, что ничего не знаю».

Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) – создал систему философских взглядов, ставшую классическим примером объективного идеализма. Он утверждал, что кроме мира материальных вещей существует мир нематериальных идей. Идея – это сущность вещи, ее идеал, эталон. Идеи первичны. Любой материальный предмет или процесс – это материализация идеи. Например, человек, прежде чем создать предмет или совершить действие, мысленно составляет план, т.е. идею.

Материальные вещи меняются, разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Идеи всех вещей образуют свой собственный мир – объективный, т.е. самостоятельный, независимый от сознания человека. В этом заключается объективный идеализм Платона.

Согласно Платону душа человека до рождения тоже существует в мире вечных и неизменных идей. После рождения в процессе обучения и воспитания душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон пытался понять идею государства, т.е. каким должно быть идеальное государство. Он считал, что в таком государстве все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны и работники производительного труда. Первые два сословия не должны иметь никакой собственности. Все частные интересы подчиняются общественным. Труд людей и отдых проходят совместно. Даже семейные отношения и продолжение рода строго регламентированы. Т.о. Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый плодовитый философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных.

Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что сущность вещи не может быть отделена от самой вещи. И познание должно быть направлено именно на материальные вещи. В этом он был материалистом. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни.

Но он считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Он сделал вывод, что форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 343;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Его знаменитая фраза: “Многознание уму не научает”. Прожил окало 60ти лет.

Гераклит, видя окружающий его мир в единстве, целостности, пытается объяснить связь явлений ми­ра, его целостность единством вещественного первоначала. У Гераклита — первооснова — огонь. В учении Гераклита мир, природа вечно изменяются. Гераклит утверждает, что космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухаю­щим. Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем". Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Он пытался ответить на вопрос : что является вечным и неизменным в этом меняющемся мире? Выдвинул всеобщего изменения Логос: Закон не изменим, а всё остальное меняется.(1ое-В одну реку нельзя войти дважды , ибо на вступившего бегут всё новые и новые воды. ОгоньßàВода .

2ое-Всё течет, всё изменяется и ни что не остаётся неизменным.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена". Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д.

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса. В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.

6) Пифагор задал себе вопрос все ли можно мыслить? Мыслимо то, что конечно. Завершенность, обозримость – число. Что поддается числу – мыслимо. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свой­ства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геомет­рии и астрономии. Широко известная теорема Пифагора о соот­ношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна.

Досократовский период

Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказа­тельств имело решающее значение для становления типа рацио­нальности, характерного для современного цивилизованного че­ловека. При оценке философской значимости воззрений Пифагора сле­дует отдать должное его проницательности. С точки зрения фи­лософии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотно­шений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Пифагорейцы усвоили то, что попроще, некоторые количественные соотношения. Пифагорейцы еще не владели категорией качества, исходя из которой только и мож­но, как будет показано позднее Гегелем, уразуметь в должной сте­пени количество, каковым, в частности, является число. Пифа­горейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел. При всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос "из чего все?" Подобно тому как не все является водой или воздухом, не все является и числом. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо ска­зать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души. Особо следует отметить поиски пифагорейцами гар­монии во всем, красивой количественной согласованности.

7) Элейская школа — одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского. Разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. против стихийно – диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Элейцев против диалектики, не смотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения , тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов и явлений самого познания.

Апория – неразрушимые противоречия.
Апории Зенона.

1. Дихотомия Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. (Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.)

2. Ахиллес и черепаха Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

3. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *